Сохранить нельзя потерять: как в Волгограде сберегают культурное наследие

10 мая 2019, 14:51
Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия (ОКН) не обеспечивает их сохранность, а региональные власти не справляются с переданными им полномочиями в этой сфере. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты РФ в результате проверки использования субвенций на охрану федеральных ОКН.

В Счетной палате проанализировали, как в 2015–2018 годах в регионах расходовались субвенции на охрану ОКН. За этот период, по данным ведомства, из федерального бюджета региональные власти получили 1,2 млрд рублей — эти средства не распространялись на археологические памятники, которые составляют более 70% общего количества объектов культурного наследия.

Как в Волгоградской области, власти которого много говорят о патриотизме и исторической памяти, на самом деле хранят историко-культурное наследие, разбирались «НовостиВолгограда.ру».

Волгоград — город одного памятника

Согласно Единому государственному реестру объектов культурного наследия, в Волгоградской области насчитывается 1190 памятников федерального значения. Большинство из них — это археологические объекты: курганы и курганные группы, в основном относящиеся к эпохе бронзы, раннему железному веку и средневековью.

Остальные объекты культурного наследия — главным образом памятники военной истории, большей частью — периода Сталинградской битвы. Это братские могилы советских воинов, памятные места, где произошли значимые события сражения, здания, в которых располагались командные пункты и блиндажи военачальников, бюсты и именные тумбы полководцев и т. д. В основном сосредоточены они в Центральном и Краснооктябрьском районах Волгограда — там, где шли самые жестокие бои летом-осенью 1942 года.

Самый крупный и известный волгоградский памятник федерального значения — Мамаев курган. Творение Евгения Вучетича — визитная карточка города-героя, самая посещаемая туристами достопримечательность, главная высота России. Отношение к нему — соответствующее. На протяжении последних нескольких лет на мемориале, которому исполнилось полвека, проходят масштабные реставрационные работы, которые курирует непосредственно министерство культуры России. Сначала обновили Зал Воинской славы, Озеро слез, большую подпорную стену.

С 2017 года начался самый значимый этап работ — на главном монументе Мамаева кургана, скульптуре «Родина-мать зовёт!». Конкурс по замене канатной арматуры внутри железобетонной скульптуры на 60 млн рублей выиграла московская компания «Главзарубежстрой»: участников было всего двое, так как к работам на объектах такого уровня со стороны заказчика — «Федеральной дирекции по реставрации и ремонту» министерства культуры РФ — предъявляются повышенные требования, и не только по квалификации, но и по финансовому обеспечению заявки.

«Главзарубежстрой» осуществлял работы и в 2018 году — по замене системы освещения монумента. Начальная цена контракта, согласно сведениям о госзакупке, была несколько снижена — с 19 999 319 рублей до 19 899 322 рублей. В нынешнем году, сразу после празднования Дня Победы, эта же компания, ставшая единственным участником конкурса, приступит к основному этапу работ по реставрации Родины-матери — полному ремонту поверхности скульптуры. Обойдётся он в 668 276 270 миллионов рублей и должен быть завершен, согласно условиям закупки, до мая 2020 года, когда будет отмечаться 75-летний юбилей Победы.

Казалось бы, с памятником такого уровня, как Мамаев курган, никаких проблем и скандалов априори возникать не может. Однако периодически они случаются и связаны с планами по застройке прилегающей к Мамаеву кургану территории, которая входит в охраняемую зону памятника федерального значения. Последний такой скандал случился в 2017 году, когда учреждённая администрацией региона «Корпорация развития Волгоградской области» подала заявление об изменении правил землепользования и застройки в отношении участка в Дзержинском районе Волгограда, у западного склона Мамаева кургана.

Территория в 600 тысяч квадратных метров в 2007 году была включена в охранную зону объекта культурного наследия федерального значения «Мамаев курган — место ожесточенных боев в 1942–1943 годах». На ней запрещены любые изменения существующего рельефа, проведение земляных работ, кроме ремонта подземных коммуникаций, и даже массовая высадка высоких деревьев, которые могут испортить вид на Родину-мать. Эту территорию и предлагалось перевести из зоны охраняемого природного ландшафта в зону регулируемой застройки. ГБУ «Волгоградский ОНПЦ по охране памятников истории и культуры» — «дочка» областного комитета государственной охраны объектов культурного наследия — даже объявил соответствующий конкурс.

Чем чревато изменение охранной зоны? Наглядный пример — улица Батальонная, это тоже раньше была зона охраняемого ландшафта, — говорит председатель совета волгоградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Первоначально там было не более 5-ти этажей, что там сейчас — вы видите (сейчас здесь жилой комплекс из многоэтажных домов — прим. ред.). То же самое должно было случиться с той частью западного склона Мамаева кургана. Шум мы подняли большой, я несколько раз в Минкульте встречался, но самую большую помощь мне оказали в администрации президента. Только после этого все утихло, но от планов своих они не отказались.

Установление зон охраны объектов культурного наследия является одной из основных задач региональных властей в лице в облкультнаследия. Однако со стороны чиновников в случае с западным склоном Мамаева кургана никаких протестов не последовало.

С глаз долой — из сердца чиновников вон

О том, что чиновники облкультнаследия не справляются со своими обязанностями в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов, говорит и свежий скандал с реставрацией памятника связистам в Краснооктябрьском районе Волгограда — в Единый госреестр объектов культурного наследия он внесён как «Место, где в 1942–1943 гг. находился блиндаж пункта связи (позывной „Ролик“) дивизии генерала Людникова Ивана Ильича».

В прошлом году территориальное управление Росимущества объявило конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ на сумму 4 538 669 рублей. Победителем стала фирма «ПромСтройРеставрация». Как сообщали «НовостиВолгограда.ру», учреждённая в 2016 году компания регулярно получала контракты у весьма солидных заказчиков, в том числе — и у регионального ТУ Росимущества, и у исполнительной дирекции обладминистрации.

Ремонт выполняли уже в конце года, и качеством работ заинтересовались в местном ВООПИК — специалисты очень сильно сомневались, что реставрация действительно отвечала проекту. В результате выяснилось, что реставраторы и впрямь сэкономили, завысив при этом расценки более чем на 2 млн рублей. В отношении «ПромСтройРеставрации» возбудили уголовное дело, начальница ТУ Росимущества Светлана Плюшкина лишилась должности, а областная прокуратура инициировала глобальную проверку состояния памятников.

По ее итогам было выявлено более тысячи нарушений в этой сфере. Структуру, которая должна стоять на страже сохранности объектов культурного наследия — областной комитет государственной охраны ОКН — прокуроры признали недостаточно эффективной.

В частности, речь идет об учете памятников, реализации функций по их государственной охране, выдаче разрешений на проведение ремонтно-строительных работ на объектах культурного наследия, осуществлении полномочий в сфере административной юрисдикции и др. Вице-губернатору Владимиру Попкову, курирующему эту сферу, внесено представление об устранении выявленных нарушений. Оксана Черединина, старший помощник прокурора Волгоградской области по взаимодействию со СМИ

В том, что чиновники облкультнаследия не в полной мере выполняют возложенные на них полномочия, с прокуратурой солидарны и в реготделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Здесь уже несколько лет безрезультатно добиваются внимания и хоть каких-либо действий от властей в отношении федерального памятника «Руины дома директора завода „Баррикады“, в котором находился командный пункт 138-й Краснознамённой стрелковой дивизии» в посёлке Нижние Баррикады. Это одно из трёх исторических зданий, которое после войны было решено не восстанавливать, также, как и знаменитую мельницу Гергардта и здание лаборатории завода «Красный Октябрь», а оставить в виде руин — как напоминание о страшном Сталинградском сражении.

Находится этот памятник, по моему мнению, вообще в катастрофическом состоянии. Он весь зарос лесом, его разрушает корневая система деревьев. Руины — это не означает, что с ними не надо проводить никакие работы, им необходима консервация. По-моему, там ни разу такие работы не проводились. Насколько я знаю, даже запросов не было по финансированию работ по консервации. Это должен делать собственник — раньше это был Росреестр, потом они передали на баланс Волгограду. Но ведь есть и комитет государственной охраны, где 26 или 28 человек работает — ну вы хотя бы мониторинг проводите, что ли. При таком количестве людей странно, что памятник в таком состоянии. Валерий Котельников, председатель совета волгоградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

Конечно, Нижние Баррикады — место от центра города удалённое, и можно было бы списать равнодушие чиновников на его «заброшенность». Однако здесь бывают много иностранных гостей и даже с точки зрения развития туризма руины дома директора нужно сохранять. Но пока же получается в точном соответствии с народной мудростью: «С глаз долой — из сердца вон».

Руины — не единственный памятник федерального значения, который разрушается при полном бездействии чиновников. «НовостиВолгограда.ру» писали об ужасающем состоянии братской могилы воинов 45-й стрелковой дивизии Богунского полка. Причем в 2015 году была проведена госзакупка на проект реставрации памятника, который был разработан и даже прошел государственную историко-культурную экспертизу. Но ремонта так и не случилось, бюджетные деньги потрачены впустую — сейчас тот проект уже устарел, экспертиза недействительна, и чтобы привести братскую могилу в порядок, надо вновь проводить всю процедуру заново.

Конечно, какой-то мониторинг состояния ОКН чиновники облкультнаследия всё-таки ведут. В 2018 году, согласно отчету ведомства, «в рамках осуществления государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия проведено 83 мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия». Сотрудники ведомства провели 27 проверок юрлиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц и выписали 1770,5 тысяч рублей штрафов. Только вот состояние многих разрушающихся день ото дня исторических памятников от этого не улучшилось.

Между тем ситуацию в этой сфере изменить к лучшему нужно и можно, считают специалисты.

Нужно сделать главное, на мой взгляд, — вывести отделы государственной охраны памятников из регионального подчинения, чтобы они подчинялись непосредственно федеральному органу госохраны, в данном случае — департаменту государственной охраны министерства культуры. Так и было 10 лет назад, но потом передали полномочия, и в рамках этого Минкульт никак не может повлиять на региональные органы госохраны. Валерий Котельников, председатель совета волгоградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

По мнению Валерия Котельникова, переподчинение органов госохраны министерству культуры России позволит навести порядок и в сфере охраны памятников культуры регионального значения. Их в нашей области предостаточно — в одном только Волгограде сохранилось 150 царицынских зданий. Однако с сохранностью многих из них ситуация еще хуже, чем с ОКН федерального значения, а примеров удачного использования и «встраивания» в современный облик города — вообще по пальцам одной руки пересчитать. Реалии сегодняшнего дня таковы, что чиновники больше говорят об исторической памяти, чем делают для ее сохранения. И проверка Счетной палаты России это еще раз подтвердила.

#Светлана Алекбарова #Аналитика
Подпишитесь