Posted 8 мая 2019, 06:43
Published 8 мая 2019, 06:43
Modified 17 октября 2022, 10:49
Updated 17 октября 2022, 10:49
Текстовый вариант переговоров появился на одном из ресурсов Интернета накануне вечером. Из стенограммы следует, что уже через нескольких минут после взлета с лайнером, попавшим в грозовой фронт, произошло ЧП.
«Просим возврат. 1492 потеря радиосвязи и самолёт горит в молнии», - докладывал командир экипажа диспетчерам.
При этом в первые минуты ситуация была вполне штатной и кроме перебоев с радиосвязью и некоторыми автоматическими функциями, которые можно было заменить ручным управлением, другое оборудование не давало серьезных сбоев.
Диспетчер: Аэрофлот 1492. Справа курс 160. Какая-нибудь помощь необходима будет?
КВС: Справа 160. Нет, пока всё нормально. Штатно. Аэрофлот 1492.
Диспетчер: Только проблемы со связью, вас правильно понял?
КВС: Связь и потеря автоматического управления самолётом.
После того, как в Шереметьево дали разрешение на снижение, приготовив свободный эшелон, самолет начал кружить над аэропортом, однако делать это достаточное время для выработки топлива и безопасной посадки не получилось. Связь начала пропадать. А без нее продолжать делать круги было опасно.
Самолет начал заходить на посадку, когда случилось что-то непредвиденное. Судя по свидетельству выживших пассажиров произошла потеря тяги в одном двигателе, из-за чего лайнер стал заваливаться на один бок.
КВС: Аэрофлот 1492, прошу орбиту. Мы не готовы к заходу
Диспетчер: Аэрофлот 1492, через сколько будете готовы к заходу?
Далее тревога нарастает, поскольку экипаж перестал отвечать.
Диспетчер: Аэрофлот 1492, вправо курс 090, подскажите, когда будете готовы к заходу?
Диспетчер: Аэрофлот 1492, подскажете, как будете готовы к заходу? Не слышно Вас было
Диспетчер: Аэрофлот 1492, ВП24 левая, посадку разрешаю
КВС: Вас принял, ВП24 левая
Последними словами диспетчера стала фраза, когда лайнер охватили языки пламени.
Диспетчер: Аварийные службы на полосы
Переговоры сотрудников экстренных служб также заслуживают внимания.
— Вот аварийный садится, проходит ворота ВПП, вот на пробеге уточни у него, сможет ли он рулить самостоятельно…
— Смотри! Ой, б**……
— Пожарная машина разрешаем выезд на полосу 24 к аварийному борту
— Выезжаю
— Пожарная машина вышка, не понял, повтори
— Перекройте подъезд к самолету, чтобы без запроса пожарные автомобили шли
— Разрешаю с шестого без запроса, пересечение 24 с
— Авария самолет горит на ВПП на взлете
— Правильно, подтверждаю
— Следую к месту, наблюдаю, сильный дым черный и языки пламени, как меня поняли, прием. Вызывайте дополнительные силы гарнизона и скорую помощь
Чтобы организовать операцию по эвакуации пассажиров, не сумевших выбраться самостоятельно, спасатели уточняют, кто уже покинул салон лайнера.
— Экипаж, командир, второй пилот есть?
— Второй командир разговаривал с ними, приблизительно половина пассажиров успели выйти, остальные не знаю
— Часть пассажиров эвакуировалась, но пока точную цифру сказать не могу, экипаж эвакуировался через форточку, две бортпроводницы тоже эвакуировались
В первые минуты никто даже не мог предположить истинных масштабов трагедии. И только затем стало ясно, что человеческих жертв избежать не удалось, и более того их счет пойдет на десятки.
— Обнаружено внутри самолета около 10 трупов, произошло обрушение фюзеляжа, его обследуют еще, пока точное число сказать не могут, 1 погибший находится рядом с самолетом.
Напомним, 5 мая вечером самолёт SSJ-100 авиакомпании Аэрофлот вылетел по расписанию из столичного аэропорта Шереметьево в Мурманск. Предположительно в борт самолёта ударила молния. В результате этого на Суперджете вышла из строя электроника. Экипаж принял решение вернуться в Шереметьево. Во время жёсткой посадки самолёт несколько раз ударился о взлётную полосу и загорелся. Эвакуацию пассажиров осуществляли по надувным трапам в носовой части авиалайнера. Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко сообщила, что выжили 37 человек (из них трое жителей Волгоградской области) из 78 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту SSJ-100. Таким образом жертвами трагедии стали 41 человек.