Posted 6 мая 2019, 13:40

Published 6 мая 2019, 13:40

Modified 17 октября 2022, 10:49

Updated 17 октября 2022, 10:49

Почему в Сети появилась петиция запретить полеты Sukhoi Superjet 100

6 мая 2019, 13:40
После случившейся 5 мая авиакатастрофы в московском Шереметьево в Сети стала набирать популярность петиция против полетов Sukhoi Superjet 100

В понедельник днем под петицией подписалось уже более пяти тысяч человек, и количество растет с каждым часом. Ее автор Елена Кузнецова отмечает, что только за последний год произошло, как минимум, 8 крупных происшествий в России с самолетами SSJ 100. И недоумевает, почему в России до сих пор не запретят, как минимум, на время эксплуатацию этого лайнера.

В список только последних происшествий вошли аварийные посадки летом прошлого года. В июне Superjet 100, который следовал из Иркутска в Санкт-Петербург, сел в Барнауле из-за ложного срабатывания пожарной сигнализации на борту. В июле в подмосковном Раменском испытательный Sukhoi Superjet 100 приземлился без стойки шасси.

Затем в октябре два происшествия. В Якутске SSJ 100, на борту которого находились 92 человека, при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Обошлось без жертв, но четыре человека обратились за помощью. Сам лайнер получил серьезные повреждения фюзеляжа, стоек шасси и двигателей, из-за чего был списан.

В том же месяце самолет Sukhoi Superjet 100, летевший из Москвы в Ханты-Мансийск, вернулся в аэропорт Шереметьево, потому что сработал датчик невыпуска стойки шасси.

Остальные происшествия вплоть до последней катастрофы с многочисленными жертвами случились уже в этом году. В феврале SuperJet 100 при посадке в аэропорту Домодедово задел крылом фонарный столб. В марте SSJ 100 экстренно сел в Шереметьево. Причной стало треснувшее лобовое стекло. В апреле рейс SU 1351 Воронеж—Москва был отложен почти на одиннадцать часов из-за технического сбоя.

В прошлом месяце техническая неполадка случилась во время рейса Аэрофлота по маршруту Москва- Волгоград. Как сообщало издание «НовостиВолгограда.ру», 27 апреля примерно в 18 часов Sukhoi Superjet 100 вылетел из столичного аэропорта Шереметьево. Спустя 25 минут после взлёта самолёт развернулся и полетел обратно. По данным Telegram-канала Mash, в небе предположительно поступил сигнал о разгерметизации. На борту самолёта находились 85 человек.

И вот новая трагедия, в которой снова фигурирует Sukhoi Superjet 100. По данным СК РФ, в сгоревшем самолете, совершившем жесткую посадку в аэропорту Шереметьево, погиб 41 человек.

Причины еще выясняются. СК РФ уже возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

«Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия», – сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

«Неполадки на борту воздушного судна, выполнявшего рейс SU1492 Москва – Мурманск, возникли вскоре после вылета. Экипаж был вынужден запросить срочный возврат в аэропорт. После посадки в Шереметьево произошло возгорание двигателей», – так описала катастрофу пресс-служба «Аэрофлота».

В основном популярна версия о молнии попавшей в самолет, из-за чего на его борту отказала электроника. Но бывший военный летчик и член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник ее отвергает. Он считает главной причиной недостаточное качество лайнеров, передает dailystorm.ru.

«Машина — негодная. Я говорил об этом и десять, и пять лет, и три года, и год (назад), и сейчас. Машина — ***** (плохая), но люди покупают билеты. <...> Пассажиры! Откройте глаза и прекратите покупать билеты на Superjet… За свои деньги люди купили себе смерть!» — сказал изданию Юрий Сытник.

По его мнению, нужно было просто модернизировать надежные советские модели Ил-62, Ту-154, Ту-133, Як-42, которые могли бы летать еще дет двадцать. Разработка же принципиально нового самолета понадобилась, считает Сытник, для «распила» бюджета, выделенного на проектирование. Кроме коррупции, причиной он называет и некомпетентность руководителей на ответственных постах.

Напомним, корпорация ПАО «Компания «Сухой», основанная в 2000 году, почти 12 лет разрабатывала пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Прежде чем начать серийное производство. И уже в 2012 году во время демонстрационного полета в Индонезии самолет врезался в гору, погибли 45 человек. Причиной назвали ошибку пилотирования SSJ100.

Тогда же эксперты заговорили о самолете в мрачных тонах, критикуя перспективы отечественного авиастроения. Еще в 1999 году был готов к запуску в производство перспективный Ту-344. Но не хватило финансовых средств у страны (а может быть и желания). И было решено с нуля создавать «первый постсоветский пассажирский лайнер - RRJ (российский региональный самолет). Конкурс выиграла фирма «Сухой». Позднее для серийного производства самолетов было основано закрытое акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС»).

«Таким образом, заказ на производство пассажирского лайнера отдали фирме, не имевшей ни малейшего опыта создания гражданских машин и не имеющей для этого своей производственной базы», - отмечает в своем блоге Юрий Крупнов.

Разработка самолета проходила в сотрудничестве с итальянской компанией Alenia Aeronautica, французской Snecma, в кооперации с американской корпорацией Boeing и другими. Всего три десятка предприятий. Причем изготавливали самолет в основном их из зарубежных деталей. Общая доля импортных поставок в 2018 году составила 68%, сообщает издание mkset.ru.

По данным Википедии, на разработку самолета потратили почти 44 млрд рублей. В долларах стоимость лайнера в ценах на 2018 год составляет около 35 млн.

Поданным Министерства транспорта РФ, в 2017 году средний суточный налет для SSJ100 составил 3,3 часа, а для иностранных самолетов у российских авиакомпаний – 9 часов. Такая разница получилась из-за дороговизны и сложности с получением запчастей. А также из-за особенности конструкции двигателя, имеющего агрегаты с ограниченным ресурсом, которых плановый ремонт нужен уже после наработки 1000-4000 часов, вместо заявленных 7500-8000 часов, пишет газета «Ведомости».

Нельзя не упомянуть и турбореактивные двигатели типа SaM146, которыми оснащается Sukhoi SuperJet 100. На лайнере их два. Они производятся компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma».

Что интересно, такие двигатели не устанавливаются больше ни на один из самолетов в мире. Осенью 2018 года СМИ сообщали, что SaM146 выходят из строя раньше времени. Основной причиной назвали трещины в камерах сгорания и маслосборниках, которые поставляет французская компания. Хотя двигатель без ремонта должен работать до 8 тысяч часов полета, но неполадки возникают уже после 2 тыс. часов, передает издание inkazan.ru.

По словам российского предпринимателя и экономиста Дмитрия Потапенко, Sukhoi SuperJet 100 стал больше политическим проектом, чем экономическим. Лайнер полностью российским назвать нельзя.

«С точки зрения экономики мы не большая держава. Многие отрасли мы не в состоянии потянуть. Рынок достаточно жесткий и конкурентный. Aerobus и Boeing на нем доминируют. И чтобы в него входить с точки зрения экономики можно только в кооперации с крупными игроками. Нужно набить руку в технологиях, и после этого только входить на этот рынок. Сейчас мы очень серьезно отстаем. Здесь именно Суперджет показывает набор материалов и решений, которые мы смогли применить на нашем самолете», — пояснил изданию Дмитрий Потапенко.

Возвращаясь к петиции против полетов Sukhoi Superjet 100, ее автор заранее предполагает, что сколько бы не было подписей, вряд ли правительство пойдет на это.

«Слишком уж много средств из бюджета закачано в этот проект – как в сам самолет, так и в его закупки для региональных перевозок. Из последнего – закупка Минпромторга более чем на 3 млрд рублей на конструкторские работы по модификации самолета для полного импортозамещения», - отмечает Елена Кузнецова, разместившая петицию в Сети.

По данным компании «Гражданские самолеты Сухого», в настоящее время в эксплуатации находятся 139 самолетов. Из них 106 лайнеров используют девять отечественных авиакомпаний.

Подпишитесь