Сам новостной повод по этой теме возник совсем недавно. В начале марта в тайные просторы телеграмм-каналов просочилось короткое видео с селектора ГИБДД, где начальник ГИБДД МВД РФ Михаил Черников разбирал работу подчиненных на местах. Судя по эмоциям, это было обычное рабочее совещание, содержание которого не предполагалось освещать в СМИ. Однако некоторые эмоциональные реплики высокого чиновника оказались достоянием общественности.
На видео этого разговора, которое появилось в Сети, Черников, не стесняясь «крепких» слов, отчитывает полковника Николая Яньшина:
- Вы для кого докладываете, меня интересует? Так, чтобы мимо ушей пропустили, и на этом точку поставили? Вот здесь (показывает на листы – прим.ред.) все написано, зачем дураков делать из нас!
После того, как на другом конце провода попытались оправдаться, а речь, по всей видимости, шла о кадровых вопросах и 100-процентному комплектованию штата, начальник ГИБДД продолжил критику:
- Какие два месяца? 7,5 – некомплект, 8,3 и 8,8. Что у вас изменилось? Вы что меня вынуждаете разговаривать с вами! Или вы ни… цифры не читаете! Какая-то самоуспокоенность в этом вопросе. Что… дурака делать из меня, откройте цифры, почитайте. Идиотизм какой-то. Говоришь - цифры отрицательные. Он - нет, у меня все хорошо, все нормально и все стабилизировалось.
По контексту разговора было понятно, что главному гаишнику региона, что называется, достается от федерального начальства за красивые показатели в докладе, которые не соответствуют реальной ситуации с комплектацией кадров. По горячим следам комментариев от полицейских не последовало ни на региональном, ни на федеральном уровне, хотя редакция издания «НовостиВолгограда.ру» направила в пресс-службу МВД РФ запрос с просьбой прояснить ситуацию с некомплектом кадров в ГИБДД Волгоградской области.
Затем во время своего выступления на парламентском часе, который проходил 21 марта в стенах областной Думы, начальник ГУ МВД Александр Кравченко вновь затронул проблему комплектации кадров. По его словам, по итогам 2018 года в целом по всем подразделениям полиции нехватка кадров в регионе составляет около 700 человек. «Некомплект не критический, но он есть. При этом некомплект в ГАИ недавно был максимальным за всю историю региона. Сейчас ситуация нормализовалась, некомплект менее 5 процентов», - сообщил генерал-лейтенант депутатам.
Одной из основных причин кадрового голода были названы не самые высокие зарплаты гаишников на фоне непростых условий их службы. На фоне такой явной нехватки мотивации, в том числе финансовой, погружение в исторический контекст службы в ГАИ советской милиции, должно ответить на вопрос: какие же изменения привели к тому, что за пару десятков лет одна из самых престижных и уважаемых профессий стала уже не такой привлекательной.
Для этого корреспондент издания «НовостиВолгограда.ру» обратился к одному из самых уважаемых ветеранов ГАИ региона Виталию Луткову. Он отдал службе более 20 лет, и в свои неполные 70 лет возглавляет музей ГАИ – ОРУД ГИБДД.
- Виталий Алексеевич, можете вспомнить на собственном примере, какие мотивации двигали молодыми людьми, которые выбирали в качестве профессии службу в ГАИ?
- Вопрос был не в том, что они, в том числе, я, хотели, а выбирала ли нас служба. Я еще до армии отработал в сельской местности механиком, а после армии еще год инженером. Потом однажды я увидел участкового в форме, и во мне что-то откликнулось. Я почему-то с самого начала хотел идти в ГАИ, сказалась моя любовь к технике. Но тогда отбор был очень серьезный. Могло быть вплоть до того, что дело не ограничивалось справками и характеристиками, а специальный человек приезжал на место твоей прошлой работы и беседовал с коллегами.
- А финансовая составляющая играла роль? Вы интересовались, сколько будете зарабатывать, когда поступите на службу?
- Я был настолько заворожен идеей надеть форму, что о деньгах вообще не думал. При этом мне честно сказали, что и квартиры не жди. Если не ошибаюсь, попав ряды автоинспекторов в отдельный дивизион дорожного надзора, я получал в звании младшего сержанта - для начала 105 рублей. То есть работая механиком, а тем более инженером, у меня выходило больше, но обо всем этом я даже не думал.
- То есть, придя на службу в ГАИ, вы еще, можно сказать, прогадали в плане зарплаты?
- Современному поколению, наверное, этого не понять. Поменялся строй, идеология, воспитание. Я никогда не был коммунистом, но состоял и в пионерской, и комсомольской организациях. Чего у нас было не отнять - это вдохновения, энтузиазма, веры в лучшие качества людей. У меня первоочередным было стремление навести определенный порядок в плане безопасности дорожного движения в городе, заслужить уважение среди участников дорожного движения. И до 1995 года я без устали трудился на своем месте. Дослужился до майора, работал во взводе сопровождения правительственных делегаций. Таких подразделений было всего 5 на весь Союз.
- А как относитесь к современному поколению работников ГИБДД? Удалось ли хотя бы части из них сохранить такие искренние устремления, как у вас?
- Я, наверное, не вправе давать такие оценки. Очень многое изменилось на уровне сознания людей. Я не знаю, что сейчас у сотрудников на душе, к чему они стремятся. В наше время, например, получить простую письменную благодарность от того или иного горожанина было сравни медали, большего было и не надо. Сейчас же действительно финансовая составляющая выходит на первый план. На мой взгляд, это очень нехорошо с точки зрения морали, воспитания человека, нельзя деньгами все измерять. Должна быть совесть, душа. Но, увы, сейчас все поменялось. Конечно, было другое время. Нам где-то было тяжелее – например, ручное регулирование вместо светофоров, где-то легче – было меньше транспортных средств. У каждой эпохи свои требования, запросы и, соответственно, герои. Уверен, что и среди современных сотрудников ГИБДД есть люди, достойные этого высокого общечеловеческого звания.
Отметим, что по данным журналистов издания «НовостиВолгограда.ру», официальная месячная заработная плата работника не самого высшего звена ГИБДД в Волгограде составляет около 25 тысяч рублей, что несколько ниже средней по региону. Если добавить к этому продолжительные смены на открытом воздухе в любую погоду, то получается не самая благодарная профессия с точки зрения финансовой мотивации.
Редакция издания «НовостиВолгограда.ру» планирует и дальше следить за темой нехватки кадров в подразделениях волгоградской полиции. Возможно, ответ пресс-центра МВД РФ в виде цифр и фактов даст журналистам нашего издания фактуру для новой публикации.