Posted 2 апреля 2019, 14:03
Published 2 апреля 2019, 14:03
Modified 17 октября 2022, 09:40
Updated 17 октября 2022, 09:40
2 апреля 2014 года Владимир Путин назначил руководителя исполкома Общероссийского народного фронта десантника Андрея Бочарова исполняющим обязанности губернатора Волгоградской области. Тогда многие в регионе связывали с этим назначением большие надежды на реальные перемены (которых волгоградцы ждали уже давно и, честно говоря, безрезультатно). Оправдались ли они? Прошедшие 5 лет — достаточный срок, чтобы подвести итоги сделанного областными властями. «НовостиВолгограда.ру» также провели свой анализ и предлагают свой взгляд на первую пятилетку Бочарова.
Очевидное и вероятное
Только заступив на пост главы региона, Андрей Бочаров заявил о необходимости кардинальных перемен в управлении. «Легко не будет!» — эта его фраза должна была настроить подчинённых на тяжёлую работу по решению самых застарелых проблем. Одна из них — дорожная. Состояние волгоградских магистралей — как федерального значения, так и межпоселковых и внутригородских — и до Бочарова было притчей во языцех среди водителей. Многие проекты, как, например, с тоннелем на Тулака, не двигались с места много лет.
Здесь губернатору надо отдать должное — уже в 2016 году волгоградцы ощутили перемены к лучшему в дорожной сфере: первой ласточкой стал ремонт проспекта Ленина, затем были тоннель на Тулака, мост на Самарском разъезде, шоссе Авиаторов, Нулевая, Первая и Вторая Продольные, мост через Ахтубу.
Да, часть из этих объектов вошли в дорожную карту к ЧМ-2018, и их реконструкция, по большому счету, была предопределена. Но, например, рокадной дороги могло ведь и вообще не быть — в так называемый клиентский маршрут она не вписывалась; да, мост через Ахтубу строился много дольше, чем планировалось; да, шоссе Авиаторов прогремело на всю страну из-за не до конца продуманного проекта реконструкции; да, волгоградские магистрали еще очень далеки от идеала, и во многих районах миллионного города дорожных катков и асфальтоукладчиков ждут, как манны небесной. Все эти «но» имеют место, но имеет место и существенный сдвиг в дорожной отрасли. Бочаровым анонсированы не менее масштабные проекты — новый мост через Волго-Донской канал, обход Волгограда. Будут ли они реализованы, перейдут ли из разряда вероятных в очевидные — покажет уже нынешний год.
Другая сфера, где достижения очевидны и ощутимы, — благоустройство. Причем впервые за многие годы оно затронуло и небольшие посёлки и райцентры. Конечно, в этом заслуга не одного Бочарова — кстати пришлись федеральные проекты по созданию комфортной городской среды. Но без участия областного бюджета и демонстрации правительству наглядных результатов освоения федеральных денег программа долго бы не прожила — реальность такова, что помогают тому, кто работает.
В Волгограде результаты такой работы выражены более концентрированно. Появились целые городские пространства, изменившие его облик — новая набережная, парк у подножия Мамаева кургана, зона отдыха в пойме Царицы. Да, можно спорить по поводу концепций преображения, говорить о некоторой однотипности архитектурно-стилистических решений, но нельзя не признать факт, что территории, которые раньше не были никак предназначены для отдыха и прогулок, теперь притягивают горожан, как магнит.
Другое дело, что таких территорий на миллионный Волгоград явно недостаточно. Есть претензии у горожан и к озеленению в ходе благоустройства: еще памятен скандал с так называемым мемориальным парком, с тотальной вырубкой вязов на верхней террасе набережной или пересадкой елей с нижней террасы. Пока желания чиновников избегать негатива при воплощении масштабных переделок не наблюдается, и хотелось бы, чтобы эта тенденция была преодолена.
Социальная инфраструктура — сфера, в которой есть как очевидные успехи, так и немало проблем. Самый яркий пример — это волгоградский ГДЮЦ, восстановленный и открытый для детей после десятилетия разрухи и простоя. Отремонтированные 25-я и 7-я больницы — тоже повод для гордости, но к этому чувству примешивается и горечь — почему ТАК только здесь, почему многие другие больницы встречают пациентов обшарпанными стенами и кабинетами, в которые просто невозможно поставить современное оборудование? Точечные меры по модернизации волгоградской медицины уже не срабатывают, отрасль нуждается в масштабной перезагрузке, и от того, как скоро и насколько качественно это будет сделано, во многом зависит, какой станет вторая пятилетка Бочарова.
Не все мечты сбываются
«Наряду с определенными успехами остается еще немало проблем» — этот журналистский штамп из советского прошлого вполне применим к анализу губернаторства Бочарова, раз уж мы его измеряем пятилетками.
Первая и главная проблема — состояние промышленности. Бочарову, к сожалению, не удалось переломить негативную ситуацию, нараставшую в предыдущие десятилетия, когда начали умирать многие волгоградские промышленные гиганты. Многие проекты, которые были анонсированы губернатором, находятся в самом начальном этапе реализации: например, инвестпроект по производству метанола на «Химпроме», создание фармацевтическего кластера. На тракторном заводе удалось сохранить только военное производство, «Красный Октябрь», пережив пик тяжелого времени, пока только расправляет плечи и еле успевает отбиваться от судебных исков. Не появилось в Волгограде и новых крупных, якорных, как их называют, инвесторов. Более того, анонсированные ранее проекты — например, по дальнейшей реконструкции международного аэропорта — сейчас уже не упоминаются.
Как следствие снижения промышленного потенциала Волгоградской области можно расценивать и снижение реальных денежных доходов волгоградцев, что подтверждают данные официальной статистики. Валовый региональный продукт, который в основных ценах показывает рост, в сопоставимых ценах с 2014 года, напротив, снизился.
В регионе становится меньше предприятий и организаций реального сектора экономики — за последние два года их численность снизилась более чем на 8 тысяч.
Да, несомненно, здесь сыграла роль общая макроэкономическая ситуация в России и трудности, вызванные санкциями, и глава отдельно взятого региона переломить общую тенденцию, конечно, не в состоянии. Да, бизнес у нас во многом независим от власти, многие руководители предприятий не имеют прямого отношения к Волгоградской области. Но в то же время нельзя отрицать роль и прямое участие губернатора в создании благоприятного экономического и инвестиционного климата на вверенной ему территории.
Пока же сложная экономическая ситуация негативно сказывается на численности населения Волгоградской области. Жителей региона становится все меньше, причем идёт не только естественная убыль, но и нарастает миграция — волгоградцы в поисках лучшей доли уезжают в другие регионы.
Для комфортной жизни людям недостаточно хороших дорог и новых парков — необходимы рабочие места, стабильные зарплаты, уверенность в завтрашнем дне. И именно в этом направлении, наверное, следует ждать существенного движения вперед со стороны областных властей в течение следующей пятилетки, чтобы мечты о регионе, в котором хочется жить, стали наконец реальностью. И в основу своей предвыборной программы Бочаров должен положить именно возрождение промышленного комплекса Волгоградской области.
Карт-бланш от президента у Бочарова на это есть: недавняя рабочая встреча в Москве показала, что нынешнего волгоградского губернатора Кремль менять не собирается, как бы этого не хотелось доморощенным экспертам и политологам. Бочаров стал реальным кандидатом на руководство областью на следующие 5 лет. Равных ему ни по силе, ни по политической конкурентоспособности в регионе нет.
Теперь дело за жителями региона, которые в сентябре решат - станет ли реальностью для Героя России Андрея Бочарова вторая пятилетка на сталинградской земле.