Posted 26 марта 2019, 19:43
Published 26 марта 2019, 19:43
Modified 17 октября 2022, 09:17
Updated 17 октября 2022, 09:17
Но только ли Кремль устраивает подобные «дворцовые перевороты»? И почему они уже стали привычными для российских регионов выяснили «Новые Известия».
Журналисты издания напоминают об итогах осенних избирательных кампаний в Приморье, Хакасии и Владимире, которые показали необходимость корректировок работы федерального центра с губернаторским корпусом. Политическое сообщество также переосмысливает принципы отечественного губернаторства.
- После 1991 года РФ стала федеративным государством, где каждый субъект имеет свой уклад, а его глава – избирается. В 2000-е годы формировалась «вертикаль власти», когда при сохранении общих порядков и федеративности была попытка выстроить под Кремль политические аппараты губернаторов на местах, сделав их назначаемыми. Но поскольку и этот период себя изжил, то задумались о введении некой «корпоративной модели.Илья Гращенков, директор Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики
В свою очередь политолог Аббас Галлямов придерживается другой точки зрения. Эксперт считает, что на самом деле ничего нового в отношениях Кремля с регионами нет. Губернаторы по-прежнему лишены полномочий, а федеральный центр делает ставку на централизацию.
- Считается, что стоит только ослабить контроль, и в регионах начнётся хаос, сепаратизм и деградация, - заявил Галлямов в интервью «Новым Известиям». - Эта точка зрения является важной составной частью той картины мира, которую Путин вынес из 90-х, поэтому пока он остаётся главой государства, здесь ничего не поменяется. Может быть только к рейтингам в Кремле будут относиться чуть более внимательно.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко придерживается схожего мнения. Скорее всего Кремль не намерен рисковать кандидатами, имеющих не высокие рейтинги. Поэтому к выборам вряд ли допустят их в следующий электоральный цикл. Владимир, Хабаровск и Хакасия стали слишком серьезным уроком.
Политологи, правда, напоминают, что самые массовые отставки в губернаторском корпусе произошли в 2017 году. Тогда же случились и аресты губернаторов.
Впрочем, дела на руководителей российских регионов начали возбуждать еще с 2000-ых. Но в то время суды были более снисходительны к подследственным губернаторам. Почти все дела за первую десятилетку 21 века закончились либо условными сроками, либо вообще были прекращены за отсутствием состава преступления. В настоящее время статьи «потяжелели», а сроки стали реальнее.
Если углубиться в историю института губернаторства в современной России, то начать все же следует с упоминания практики СССР. В Советском Союзе роль глав регионов исполняли первые секретари обкомов КПСС. Назначали их естественно по партийной линии. Ни о какой выборности речи даже не шло. Право избирать своего регионального лидера россияне получили только в период президентства Бориса Ельцина в 1995 году. Одновременно с этим появился и своеобразный механизм контроля избираемых глав регионов – полномочные представители президента в субъектах РФ. Ельцин пошел на такой шаг с целью полного контроля ситуации в регионах.
После ряда заказных политических убийств 90-ых, нескольких грязных избирательных компаний, концентрации региональных ресурсов в одних руках, представляющих интересы определённого круга лиц, идея о назначении губернаторов вновь вышла на повестку дня.
И уже в 2005 году во время президентства Владимира Путина главы регионов стали назначаться законодательными органами субъектов РФ по представлению президента России.
С приходом в администрацию президента Сергея Кириенко начался новый этап в «кастинге» региональных руководителей. Именно с его приходом в Кремль эксперты связывают с началом массовых губернаторских «зачисток» в 2017 году. При этом Кириенко активно продвигал «молодых технократов», которые выгодно был отличались от «старой гвардии».
Как правило, это настоящие «политические менеджеры», имеющие хороший опыт работы и умеющие решать конкретные административные задачи. Но с них уже и спрос был выше: начиная с обветшалой инфраструктуры, заканчивая рейтингами власти. Именно поэтому некоторые политологи даже ввели термин в отношении нового губернаторского корпуса – «мальчики для битья».
Сегодня положение губернаторов довольно специфично. Свобод, и обязанностей у губернаторов стало больше. Теперь региональному уровню стали делегировать новые полномочия. Особенно федеральный центр упражняется в сфере соцобеспечения. Полномочия отныне есть, а денег для обеспечения мер социальной поддержки – нет. Федеральный центр фактически избавился от собственных социальных обязанностей.
- На регионы по-прежнему возлагаются новые расходные полномочия. Зачастую они передаются регионам без должного финансового обеспечения.Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ
Но такие односторонние принципы приводят к обратному эффекту: в регионах наблюдается рост дефицита собственных доходов и, как следствие – растёт зависимость от федеральных дотаций. Отсюда и термин – «дотационный» регион. Только 13 российских регионов могут обеспечить себя собственными доходами. Ради получения субсидий и субвенций из Москвы губернаторы вынуждены делать только то, на что федеральный центр выделит средства.
Например, сейчас во главу угла поставлена реализация национальных проектов. Ради высоких процентов их выполнения губернаторы, что называется «в доску расшибаются». Денег на это надо немало – 4,9 трлн рублей.
- Мы сейчас на основании материалов из министерства финансов можем сделать вывод: сегодняшнее финансовое состояние регионов не позволяет им выполнять социальные обязательства в полном объеме... им сверху довели (задачи по инвестициям - прим. ред.) под которые они подписали соглашения, потому что у них все эти средства пойдут даже с учетом долга на социальные обязательства.Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам
Выполнять майские указы или выполнять социальные обязательства – с таким выбором столкнулись большинство региональных глав. Цена выбора высока: возможная потеря своей должности.
В данной ситуации проблем добавляет изменяющиеся параметры межбюджетных отношений. Например, в 2018 году региональная составляющая от прибыли коммерческих компаний похудела на 1%. Теперь субъекты РФ от 20% налогов отдают в федеральный бюджет не 2, а 3 процента.
И это только один пример. Всего же, согласно данным ФНС, в федеральный центр уходит 55,9% всех налоговых сборов в регионах. В 20017 году этот показатель был на уровне 52,8%.
Самые заметные и «лёгкие» налоги (НДС и НДПИ), не задерживаясь в регионах, сразу уходят в федеральный бюджет. «Лёгкими» эти налоги эксперты называют по причине почти 100% собираемости и малой зависимости от кризисных явлений в экономике. А вот прибыль компаний (а вместе с ней и налог на прибыль) очень чувствительна к состоянию экономики.
«Процессом изъятия самостоятельности» - так в общих чертах можно назвать ситуацию, происходящую сейчас с полномочиями глав регионов. Губернаторы становятся техническими фигурами, которые занимаются формальным исполнением данных им указаний.