Posted 5 января 2019, 09:57
Published 5 января 2019, 09:57
Modified 14 июля 2023, 19:04
Updated 14 июля 2023, 19:04
«Тонем в мусоре. К контейнерам не подойти», — такая фраза объединяет комментарии пользователей из разных городов. «Должны ли мы платить за такие услуги?» — все чаще звучит вопрос, пишут «Новые Известия».
Напомним, в Волгоградской области с нового года ежемесячная плата за вывоз мусора для жильцов, проживающих в многоквартирном доме, составляет 114 рублей 92 копейки с человека, в частном домовладении — 113 рублей 25 копеек.
В некоторых регионах решили собирать с жителей еще больше. Например, в Самарской области — 117 руб. с человека, в Кировской — 142 ₽, а в Тульской — вообще почти 150 рублей.
По словам главы комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, в ряде регионов также зафиксирован многократный рост платы за услугу по вывозу мусора, который затронет не весь регион, а его отдельные зоны: Красноярский край — 5530%, Пермский — 538%, ЯНАО — 2845%, Нижегородская область — 1585%, Астраханская — 855%, Иркутская — 338%, Воронежская — 304%.
В Красноярском крае несусветные тарифы довели жителей до массовой голодовки. В ЯНАО против бешеных цен провели массовый забег оленей к полюсу с антимусорными плакатами на рогах. Лишь после окрика президента тарифы упали.
Однако выяснилось, что без мощных финансовых вливаний мусорная отрасль долго не сдвинется с места. А министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин в интервью «Российской газете» за неделю до нового года предупредил: «С 1 января региональный оператор, которому не назначили цену за услугу, может отказаться мусор вывозить. Вместо новогоднего подарка люди найдут под елкой свой же пакет с мусором, который никто не собирается вывозить».
В октябре на новую систему обращения с коммунальными отходами перешли только в 12 субъектах РФ (из 85). В остальных строительство новых полигонов не начиналось, старые в большинстве своем, уже исчерпали свои ёмкости.
Глава профильного комитета Госдумы Владимир Бурматов еще в октябре предупреждал, что как минимум 19 регионов могут столкнуться с мусорным коллапсом. В черный список попали Алтайский край, Башкирия, Бурятия, Москва и Московская область, Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Крым, Дагестан, Ингушетия, Коми, а также Калужская, Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Орловская, Самарская и Тверская области. Нарушителей вычислили по данным мониторинга реализации мусорной реформы. Но их число, похоже, было сильно занижено.
У региональных операторов, которые лезли на рынок, выталкивая старых игроков, не оказалось своих денег не только на строительство объектов переработки и хранения отходов, но даже на их транспортировку в сторону от мусорных баков. Вот они и написали коллективное обращение президенту РФ с просьбой дать отсрочку запуску реформы. При этом, не отказываясь, выжимать из населения все, что надо.
В последних числах декабря отсрочку поддержала Госдума соответствующим законом. Документ сразу одобрил Совет Федерации.
— Подчас те, кто приходит в отрасль, не знают, как это делать, не имеют своей инфраструктуры и не хотят вкладывать в нее деньги. Даже несколько месяцев хода реформы в пилотных регионах показали неприемлемость передачи ответственности за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, в том числе и ТКО, от местных органов власти в руки частных предприятий. Государство не должно полностью сбрасывать с себя функции контроля за этими процессами. Иначе не избежать хаоса и еще больших проблем с отходами, — считает вице-президент «Опоры России», председатель комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления «Опоры России» Юрий Рябичев.
Предприниматели предлагают скорректировать реформу в отрасли так, чтобы не позволить регоператорам защищать собственную исключительность шантажом органов госвласти и населения наступлением экологической катастрофы. Система обращения с отходами в субъектах РФ должна быть как минимум дублирована.
Другое предложение — сформировать дифференцированную систему регулирования по видам деятельности. В частности, лица, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов должны конкурировать между собой за право приема отходов от лиц, осуществляющих накопление и транспортировку отходов. А лица, осуществляющие накопление и транспортировку отходов, должны конкурировать между собой за право сбора отходов у населения и организаций.
Кроме того, Юрий Рябичев предлагает на органы местного самоуправления возложить ответственность за организацию деятельности по сбору, накоплению и транспортированию отходов. А за обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение мусора должны отвечать региональные власти.
— Сообщество предпринимателей сходится во мнении, что устанавливать принципы и регулировать основы деятельности по обращению с отходами должно федеральное законодательство, а не группа региональных операторов, оседлавших мусорную волну, — подчеркнул вице-президент «Опоры России».