По крайней мере, так можно подумать, если собрать воедино все фейковые новости, посвящённые городу-герою за последний год. О том, кто и зачем сочиняет о Волгограде сногсшибательные истории разной степени ужасности – в материале «НовостиВолгограда.ру».
Для начала разберёмся, что же такое «фейковая новость». Слово fake в переводе с английского означает «подделку», «фальшивку», нечто ненастоящее. Fake news, соответственно, – «ложная новость», или попросту утка. Именно это словосочетание составители английского толкового словаря Collins выбрали в прошлом году «словом года»: слишком уж много фейков развелось в соцсетях и СМИ по всему миру.
Фейки устроены просто. Их задача – вызвать у читателя сильные переживания, поэтому для создания ложной новости достаточно взять любую громкую тему, прицепить к ней громкий заголовок и сослаться на источник, который выглядит хоть слегка правдоподобно. Главные эмоции, которые эксплуатируют производители fake news – это страх и гнев: ведь напуганный или возмущённый читатель гораздо менее критично воспринимает любую информацию. Поводы подбираются соответствующим образом. Беспроигрышные варианты – зарплаты чиновников, экология, коррупция…
— Fake news всё больше получают распространение в соцсетях. Здесь во главу угла поставлены лайки, комменты, репосты – это всё эмоции. Поэтому блогеры в борьбе за эмоции готовы на всё: сгущают краски, специально дают манипулятивную, шокирующую информацию, – говорит политолог Олег Матвейчев. – Второй канал распространения фейков – это всё-таки официальные СМИ. Их могут использовать в своих целях какие-то политические силы. В политической или экономической борьбе они могут делать фейки в споре с конкурентами. Параллельно эта же недостоверная информация распространяется в тех же соцсетях, но уже на коммерческой основе.
Процветает и так называемый кликбейт – искусство подбирать к реальной новости заголовок, полностью искажающий её смысл. Это, можно сказать, младший брат фейка: поскольку многие интернет-пользователи в принципе не читают новости дальше заголовков, их мнением можно манипулировать как угодно.
Так появляются слухи о том, что «Совет Федерации разрешил вывозить культурные ценности за рубеж» или «чиновники украли за год 2 трлн рублей». В особо запущенных случаях авторы фейков идут ещё дальше и приводят «доказательства» – чаще всего либо цифры, взятые с потолка, либо данные исследований за разные годы (скажем, при сравнении экономических показателей двух стран для одной берётся статистика за 2000 год, а для другой – за 2015, но это нигде не указывается).
— Обычному человеку трудно распознать фейк. Например: «Счётная палата заявила, что в прошлом году чиновники украли почти 2 трлн рублей из бюджета». Я разбираюсь в финансах и в бюджете. Я понимаю, что это не может быть правдой. Начинаю искать первоисточник, оказывается, что не 2 трлн, а заметно меньше, и не украли, а использовали нецелевым способом. Это финансовые нарушения, но деньги никуда не делись: 70% нарушений – неправильно оформленные документы. Профессионалу это понятно, а непрофессионал не будет даже задумываться. Он прочитает и скажет, что у нас всегда всё плохо, – объясняет Олег Матвейчев.
А что же Волгоград? Наш город, как показал уходящий год, предоставляет авторам фейков благодатную почву. За последнее время волгоградцев пытались напугать гадюками-подводниками, наркотическими конфетами и десантом саранчи на «Волгоград Арене».
С приближением чемпионата мира по футболу Волгоград всё глубже погружался в вязкую трясину фейков. Большой резонанс вызвали публикации, в которых утверждалось, будто бы из-за травли мошкары перед ЧМ-2018 в Волге погибла рыба.
Жители Астраханской области, где, собственно, и произошла массовая гибель осетров, поспешили обвинить во всём волгоградских чиновников – мол, власти обработали береговую линию в борьбе с комарами и мошкой каким-то крайне токсичным препаратом. Специалисты-ихтиологи быстро опровергли эти слухи: по их словам, на таком расстоянии даже пресловутый яд «Новичок» не смог бы убить взрослую рыбу, не говоря уже о безвредном для осетров препарате, который использовался против мошки в Волгограде.
Правда, волну фейков это не остановило: вслед за первой серией публикаций в соцсетях распространилась вторая, где горожан пугали снимками дохлой рыбы, сделанными в США несколько лет назад. Опровергать эти слухи пришлось уже астраханским властям.
Другую легенду, призванную ухудшить имидж областного центра перед ЧМ-2018, запустили местные зоозащитники: с их подачи сначала в соцсетях, а потом и в СМИ распространились ложные сообщения о том, что накануне чемпионата «спецотряды живодёров» якобы массово убивают бродячих собак прямо на улицах города. Постепенно эта история обрастала вымышленными подробностями: дошло до того, что в одном из британских таблоидов на полном серьёзе писали, будто бы в Волгограде бездомных дворняг отстреливают сотрудники ФСБ. На самом деле поводом для зоозащитной истерии послужила стандартная закупка по отлову безнадзорных животных, размещённая на официальном портале госконтрактов.
Есть и «многолетние» фейки, к которым волгоградцев уже приучили несколько местных онлайн-изданий. В частности, одно из электронных СМИ несколько лет подряд пугает горожан «нашествием саранчи» – при этом за опасного сельскохозяйственного вредителя журналисты выдают обычных крупных кузнечиков. Другое издание в этом году отличилось статьёй о ядовитых «плавучих гадюках», которые якобы пересекают Волгу прямо рядом со стадионом «Волгоград Арена». Профессиональные зоологи назвали публикацию, которую к тому моменту растиражировали некоторые федеральные СМИ, «полным бредом»: ведь гадюки – степные змеи, они в реке не живут. Рептилиями, напугавшими местных «акул пера», оказались безобидные речные ужи. Это не единичный случай – практически каждый год в волгоградских СМИ появляются сообщения о гадюках, но всякий раз «ядовитые» змеи на самом деле оказываются безвредными для человека ужами, полозами и медянками.
Наконец, ближе к концу года волгоградцев вновь начали пугать «наркотиками в конфетах»: этот фейк, которому уже несколько лет, активно распространялся в соцсетях и мессенджерах. Правда, на сей раз ложную информацию удалось быстро опровергнуть.
Зачастую у ложных новостей есть вполне конкретные мишени – известные местные политики или общественники. Иногда такие «адресные» фейки носят скорее шуточный характер: например, в этом году анонимные острословы распространили в волгоградских Telegram-каналах и СМИ слух о том, что активист Алексей Ульянов якобы начнёт рекламировать колбасные изделия. Впрочем, эта «новость» появилась аккурат 1 апреля, так что её при всём желании было сложно воспринять всерьёз.
Куда сложнее обстоят дела, когда целью ложных новостей становятся облечённые властью чиновники. В Волгограде особой популярностью у фейкоделов пользуется губернатор Андрей Бочаров, которого журналисты отдельных СМИ регулярно снаряжают в отставку. Многим ещё памятен скандал, разразившийся в 2014 году, когда стало известно, что местный блогер Андрей Девяткин от имени губернатора вёл пародийную страницу в Facebook. Многие жители региона тогда не только поверили самозванцу, но даже отправляли ему официальные запросы и открытые письма. Для блогера эта история завершилась печально – его уличили в оказании услуг по «чёрному пиару» за деньги, обвинили в клевете (правда, не в адрес губернатора) и демонстрации нацистской символики, а в конце концов отправили на принудительное лечение.
Последний на данный момент фейк, связанный с губернатором Бочаровым, появился этой осенью: несколько местных СМИ открыто утверждали, что глава региона вот-вот уйдёт в отставку. Этот вопрос якобы «уже согласовали в Кремле». На самом деле первоисточником этих публикаций оказалась анонимная правка, которую кто-то внёс в статью «Википедии» с ростовского IP. В соответствии с правилами онлайн-энциклопедии, её тут же отменили как неподтверждённую, но и этого хватило волгоградским журналистам, чтобы построить целую конспирологическую теорию. Опровергать слухи в итоге пришлось и самому г-ну Бочарову, и его пресс-службе.
— [Автором фейка мог быть] любой из врагов Бочарова. Последнему, конечно, удалось урегулировать часть элитных конфликтов, но тем не менее недоброжелателей у него всё ещё немало. Вот они и решили показать в местных СМИ и социальных сетях то, насколько он непопулярен, – пояснил политолог Аббас Галлямов. – В какую-то волну широкой общественной поддержки идеи его отставки это не вылилось. Все ограничилось высказываниями авторов, про нелюбовь которых к губернатору все и так знают. В этом смысле ничего нового не произошло.
Эксперты говорят, что распространение «адресных» фейков организуют определённые группы элит, которые не ладят с действующими властями. Такое происходит далеко не только в Волгоградской области.
— Эти fake news касаются, как правило, первого лица в регионе. Такие сообщения дают СМИ трафик, и таким образом они ещё дают возможность самопрезентации для тех людей, которых не устраивает их сегодняшнее положение и которые играют против губернатора. У них есть журналисты, которым они доверяют, есть владельцы СМИ, с которыми они «дружат», поэтому информация и появляется сразу в СМИ, – объясняет политолог Евгений Калинин, член «Клуба экспертов Нижнего Поволжья». – Fake news – это неизбежное зло, которое всегда было и будет, пока есть люди, недовольные своим существующим статусом. Мой совет для всех: смотрите, кому выгодна эта информация. Фейк очень легко определить – там нет объективности, нет мнения второй стороны, которая могла бы дать пояснения. Если этого нет, то возникают сомнения в правдивости информации. Полной картины происходящего она не даёт.
Чем фейкоделы будут пугать волгоградцев в 2019 году и кому из местных политиков придётся опровергать их вымысел, покажет время. Хочется верить, что жители города-героя уже достаточно начитались фальшивых новостей, чтобы научиться их узнавать – и не верить всему, что пишут в Интернете.
Отметим, что в настоящее время в Государственной Думе уже прошёл первое чтение проект ФЗ №145507-7 «О правовом регулировании деятельности социальных сетей…». Этот закон призван защитить пользователей сети Интернет от различной дезинформации. Во время обсуждения в Госдуме открыто звучала формулировка - «удаление фейковых новостей». Предполагается и введение штрафа за публикацию информации подобного рода: 3-5 млн рублей для физических лиц и 30-30 млн для юридических лиц.