Одной из главных тем форума стало использование современных технологий. О роли последних в развитии волгоградских музеев, балансе между историей и современностью и синтезе искусств как средстве привлечения посетителей корреспондент «НовостиВолгограда.ру» поговорила с директором музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексеем Дементьевым.
Алексей Владимирович, современные технологии уже давно и прочно вошли в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва», оживив ее и сделав более привлекательной для посетителей, особенно для детей и молодежи. Музей и дальше будет двигаться по этому пути или есть какой-то предел, грань, которую переступать нельзя?
Вы знаете, панорама «Сталинградская битва» ведь изначально открывалась как современный музей. Когда в 1980-е годы шло формирование экспозиции, с точки зрения технологий это был самый современный музей на тот момент. В залах были представлены видеохроники, установлены современные по тем временам проекторы, полиэкраны, слайдеры.
Но технологии не стоят на месте, и когда-то передовое оборудование устаревает. Когда 7 лет назад у нас появилась возможность и мы начали продумывать концепцию технического перевооружения музея-панорамы, много было споров и много копий сломано — в какой мере пускать эти технологии в залы музея. Ведь наша основная цель — не продемонстрировать эти новые технологии, а при их помощи подчеркнуть те музейные предметы, которые у нас уже представлены. У музея-панорамы большая фондовая коллекция, и превращать его в интерактивную площадку, убирая из залов те реликвии, которые у нас хранятся и которыми мы по праву гордимся, было бы неправильно. Превращать это все в какое-то подобие компьютерной игры или виртуального тура не имеет смысла, да и вообще, на мой взгляд, просто кощунственно.
Да, время идет, меняются технологии. На Санкт-Петербургском культурном форуме новые музейные технологии для нас представляли основной интерес. Мы с коллегами много времени потратили на посещение петербургских музеев - это передовая площадка на сегодняшний день в нашей стране, основные творческие группы реализуют свои проекты в Питере. Мы видим в музеях уже и зоны с дополненной реальностью, и 3-D мэппинг, который реализован у нас в панораме, видим интерактивные столы с тачскрин экранами, большое количество проекторов, направленный звук. Словом, диапазон очень большой, вопрос - как его использовать.
Основная задача - чтобы мы не превратились в игровую площадку, куда люди приходят, чтобы знакомиться с этими новыми технологиями. Конечно, они привлекают, и отказываться от них было бы неправильно. Но задача музея — в первую очередь, дать возможность людям прикоснуться к живой истории, увидеть личные вещи участников Сталинградской битвы, ознакомиться с их воспоминаниями. Поэтому мы должны сохранить ту экспозицию, которая была заложена во времена, когда многие участники Сталинградской битвы были живы и могли дать ей оценку — в первую очередь, оценку достоверности. А технологии будут иметь только прикладное значение здесь, но, как язык общения с современным поколением, естественно, они будут использоваться.
Как раз такая площадка, где активно внедряются новые технологии — это мультимедийная экспозиция в музее «Память». Проект, который сейчас реализуется вами вместе с ветеранами Дзержинского района Волгограда, и призван приблизить экспозицию к современному поколению. На каком этапе он сейчас находится?
Да, это первый интерактивный проект, который музей реализовывал с общественной организацией — Дзержинским отделением совета ветеранов Волгограда. К тому же это первый проект, который музей реализовывал не за счет собственных средств, а на средства президентского гранта - мы вместе с ветеранами подготовили заявку, она победила в конкурсе.
Сам проект — это та же самая история, которая связана с тем, чтобы привлечь внимание к музею, оживить экспозицию: дать возможность посетителям увидеть центр Сталинграда до начала Сталинградской битвы, показать, как он изменился после бомбардировки, начала боев. Учитывая то, что это сделано в форме мультимедийной панорамы, есть эффект погружения, которого мы и хотели добиться, когда зрители ощущают себя участниками этих событий. Это интересно, но это никак не умаляет основной экспозиции и мемориальности самого места пленения Паулюса, его значимости.
Сейчас проект получает продолжение, мы выиграли еще одну заявку в этом году уже осенью. Техническое перевооружение коснется именно комнаты Паулюса, где проводился его допрос. Мы попытаемся оживить это событие: будет подготовлен контент с участием актеров для того, чтобы показать, как шел сам процесс допроса, помочь посетителям погрузиться в атмосферу этого события.
Появятся голограммы Ласкина и Паулюса?
Да, это будет в форме трехмерной голограммы. По задумке авторов, у посетителей музея должно сложиться впечатление сторонних наблюдателей этого процесса.
И когда волгоградцы увидят результат реализации проекта?
В первой половине 2019 года. Мы будем широко освещать открытие этой обновленной экспозиции, обязательно пригласим и ветеранов, и журналистов.
Не планируется ли подобным образом «оживить» экспозицию Мемориально-исторического музея — он в составе музея-заповедника остается, скажем так, самым традиционным?
Мемориально-исторический музей для нас особенный - с него, собственно, и начиналась история музея-заповедника «Сталинградская битва». Сам Мемориально-исторический музей пережил Сталинградскую битву, был эвакуирован вместе с коллекцией и фондами, первая экспозиция про Сталинградскую битву была сформирована в музее еще до того, как было построено здание панорамы.
Сейчас его экспозиция посвящена обороне Царицына. Здание было отреставрировано около 10-ти лет назад, и фасад находится в хорошем состоянии. Но, к сожалению, эти реставрационные работы не затронули внутренних интерьеров помещения, технического перевооружения залов. Есть сложности с витринами — у нас огромное количество экспонатов, которые мы можем выставлять, но возможности помещения и оборудования сейчас этого не позволяют. Нет современных технологий, которые были бы представлены даже с целью подчеркнуть отдельные участки экспозиции.
Мы сейчас готовим концепцию нового музея. Мы бы хотели видеть его как музей военной истории города до Сталинградской битвы, затронув, естественно, как основную часть период обороны Царицына, но при этом не пересекаясь в своей тематике с краеведческим музеем. После подготовки концепции будет разрабатываться проектная документация по экспозиции, затем мы сможем приступить к ее реализации. Именно такой путь выбран был потому, что хотелось бы пересмотреть внутреннюю часть музея полностью — вкрапление отдельных технологий или покупка, к примеру, какого-то дополнительного оборудования, к сожалению, не даст того результата, которому сейчас должен отвечать современный музей.
Когда волгоградцам ждать обновления Мемориально-исторического музея?
Что касается сроков — в 2019 году мы планируем полностью закончить концепцию и заказать проектную документацию. Если наши планы сложатся и финансирование позволит, то к концу 2019 года мы хотели бы иметь на руках готовый проект и начинать переговоры с Министерством культуры о финансировании реэкспозиции музея и его технического перевооружения.
Алексей Владимирович, в своей работе музей-заповедник «Сталинградская битва» использует и нетрадиционные формы. Например, последняя «Ночь искусств» подарила волгоградцам концерт симфонического оркестра. Такой синтез искусств сегодня востребован и оправдан?
Данный совместный проект с волгоградским симфоническим оркестром - далеко не первый: впервые в Триумфальном зале музея-панорамы прошел концерт оркестра еще под управлением Эдуарда Серова. Так что музыканты уже подготовлены к этой площадке, и руководство филармонии положительно восприняло наше предложение. Тем более произведения, которые были исполнены, для нас представляли интерес - в первую очередь это касается, конечно же, «Сталинграда» Тихона Хренникова-младшего.
Да, есть особенности восприятия — ведь традиционно в музей приходят посетители, чтобы получить визуальную картинку, а не слушать симфоническую музыку. Но музеи всегда выступали площадкой для диалога различных сфер искусства, поэтому у нас и театральные программы реализовывались, и концертные программы. Не вижу ничего предосудительного здесь, тем более от всех, кто посещал концерты, мы слышали только положительные отзывы. Естественно, атмосфера зала накладывала свой отпечаток на восприятие произведений. Ну и, конечно, для нас такие проекты ценны еще и тем, что вызывают дополнительный интерес к музею: после концерта посетители шли в залы, знакомились с экспозицией, причем некоторые гости побывали в музее-панораме впервые и оставили просто восторженные отзывы.
Будет ли продолжение подобного сотрудничества?
Да, конечно. Пусть не на регулярной основе, но периодически мы будем такие концерты проводить, в этом есть заинтересованность и со стороны самой областной филармонии. Будем стараться приурочить их к большим федеральным акциям Министерства культуры, таким, как «Ночь искусств» и «Ночь музеев».