Posted 31 октября 2018, 04:40

Published 31 октября 2018, 04:40

Modified 17 октября 2022, 10:16

Updated 17 октября 2022, 10:16

Больше справедливости: как изменится рынок ОСАГО в 2019 году

31 октября 2018, 04:40
Уже пятнадцать лет в России действует система ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. С 2003 года, когда соответствующий закон вступил в силу, неоднократно раздавались призывы усовершенствовать систему автострахования и решить накопившиеся в этой сфере проблемы. Сейчас, кажется, ряд нововведе

Сейчас, кажется, ряд нововведений наконец сделает систему ОСАГО более прозрачной и гибкой. О том, как изменится рынок ОСАГО в 2019 году и какие острые вопросы удастся решить за счёт нового пакета поправок к действующему закону, — в материале ИА «НовостиВолгограда.ру».

Бонусы не горят

Одним из наиболее долгожданных изменений в законе об «автогражданке» станет новый порядок присвоения и сохранения коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Как сообщает издание 56orb.ru, этот показатель позволяет поощрять аккуратных водителей — автомобилист, раньше не попадавший в ДТП, при наступлении первой страховой ситуации заплатит меньше, а тот, который в течение года «собирал» аварии каждый месяц, — больше. Чем ниже КБМ, тем выше скидка при покупке нового полиса.

Сегодня главная претензия водителей к системе КБМ — пропажа бонусов, которая происходит в том случае, если автомобилист год не оформлял полис ОСАГО. Из-за этой недоработки добросовестные автомобилисты, по каким-то причинам временно не садившиеся за руль, теряли все накопленные скидки и получали базовый третий класс страхователя. В то же время злостные нарушители могли поездить год без индивидуального полиса, «очистить» свою репутацию и как ни в чём ни бывало приобрести документ по той же цене, что и все остальные.

Иными словами, неоднократно попадавший в ДТП водитель с коэффициентом «бонус-малус» порядка 2,5 может просто не продлевать страховку, а вместо этого ездить целый год по полису, оформленному на любое количество автомобилистов. Это позволит ему получить своего рода «амнистию» и купить индивидуальный полис уже по стандартной цене.

— Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной, — пояснил Филипп Габуния, директор департамента страхового рынка Банка России. — Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису «мультидрайв», то есть без ограничения водителей.

По словам Филиппа Габунии, после ввода новой системы начисления КБМ всё изменится. С января 2019 года система больше не станет «прощать» неосторожных водителей. «Аварийный» коэффициент начнёт присваиваться каждому автомобилисту персонально в момент приобретения полиса и не будет изменяться в течение года, до следующего «пересчёта». Исчезнет и возможность обнуления КБМ — теперь этот показатель будет сохраняться постоянно. Если вы решите продать автомобиль, а через пару лет вновь сядете за руль, система «вспомнит» ваш последний показатель коэффициента и сохранит все имевшиеся бонусы.

Кроме того, будет ликвидировано «задвоение» КБМ, которое иногда происходит, если один и тот же человек вписан в полисы ОСАГО на разные машины. Сейчас «задвоение» чревато потерей бонусов и снижением КБМ: если в полисе числятся другие автомобилисты с более низкими показателями, страхование осуществляется с учётом худшего коэффициента. С января такой проблемы можно будет не опасаться: отныне у каждого будет только один коэффициент.

— Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причём для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку, — объясняет Филипп Габуния.

Волгоградские общественники оценивают предложенные Центробанком нововведения позитивно. По их словам, новая схема начисления КБМ позволит сделать всю систему ОСАГО более справедливой по отношению к простым водителям.

— То, что Центробанк планирует изменить систему начисления коэффициента «бонус-малус» — это интересная тема. Когда человек один год не поездил, а ему обнуляют бонус — это крайне неправильно. Если он ездит, допустим, десять лет без аварий, он аккуратный водитель, у него нет штрафов и нареканий, ему нельзя полностью обнулять КБМ, — говорит Армен Оганесян, член штаба ОНФ в Волгоградской области и председатель регионального отделения Движения автомобилистов России. — Поэтому если будут внедрять некую накопительную систему с учётом предыдущего показателя КБМ, это будет правильное решение. На мой взгляд, те граждане, которые всегда ездят аккуратно, не должны все страховые издержки возмещать. Так что в целом я положительно оцениваю те изменения, которые Центробанк готовится внести.

Ответственность — значит порядок

Волгоградская область долго считалась одним из «токсичных» регионов в плане ОСАГО — страховщикам было непросто здесь работать, учитывая распространённость мошенничества с автостраховками и поддельных полисов. За последние годы количество нарушений закона в этой сфере снизилось, а число выданных документов — повысилось. Жители области стали реже жаловаться на нехватку полисов ОСАГО и навязывание дополнительных услуг страховщиками.

В решении этих проблем определённую пользу принесло внедрение системы «единого агента», благодаря которой в Волгоградской области удалось повысить доступность страховых документов. По словам жителей региона, сейчас полисы ОСАГО приобрести проще, чем два-три года тому назад.

— Я был приятно удивлён, когда купил новый полис всего за три с небольшим тысячи рублей, быстро и без проблем оформив все документы. Раньше с этим вполне могли возникнуть трудности, но сейчас всё в порядке, — рассказывает водитель из Волжского Михаил С. — Особенно приятно, что система «бонус-малус» реально работает. Я всегда очень аккуратно езжу, практически ни разу не попадал в ДТП — и заплатил за полис всего ничего, а некоторые мои знакомые, которым не повезло «собрать» три-четыре аварии за год, отдали за страховку вдвое больше денег.

Чтобы окончательно решить проблему недоступности полисов, Центробанк планирует дополнительно увеличить штрафы для тех компаний, которые затрудняют приобретение документов для клиентов. Оформление договоров по ОСАГО в офисах страховых организаций будет проводиться с полной видео- и аудиофиксацией процесса.

Проще станет покупать новый полис и через Интернет: если пользователь заснимет на видео, как сайт страховщика постоянно зависает или выдаёт ошибку в ходе оформления ОСАГО, компанию может ожидать штраф за некачественную работу.

Помимо этого, обсуждается возможность отмены в законе понятия износа. Сейчас при расчёте денежной компенсации после ДТП учитывается состояние деталей и запчастей на момент аварии — за новые автомобили страховщик платит больше, за старые — гораздо меньше. Предполагаемые нововведения направлены на то, чтобы качественный ремонт стал доступен для всех автовладельцев.

В то же время Центробанк предусмотрит ограничения, которые снизят возможность мошенничества с ОСАГО. Устраивать «постановочные» ДТП ловкачам, наживающимся на страховых компаниях, станет сложнее. В частности, при полном уничтожении автомобиля в ДТП отныне будет компенсироваться только его реальная стоимость.

Серьёзные изменения будут связаны с повышением страховой ответственности за ущерб, причинённый здоровью и жизни пострадавших в авариях. Сейчас доброе здравие пассажира маршрутного транспортного средства почему-то оценивается в четыре раза дороже, чем жизнь и здоровье пешехода или пассажира легкового автомобиля. С 2019 года эта несправедливость будет устранена — все страховые компенсации приведут к единому уровню. Более того, суммы, которые положено выплачивать страховым компаниям за вред жизни и здоровью клиентов, начнут постепенно увеличиваться.

Разумеется, волгоградских автомобилистов интересует, как все перечисленные нововведения скажутся на итоговой стоимости полисов. На этот вопрос однозначного ответа пока нет — известно лишь, что расчёт в каждом конкретном случае будет проводиться индивидуально. Главная цель заявленных поправок к действующему законодательству — сделать систему ОСАГО более сбалансированной и более справедливой для всех водителей.

Подпишитесь