Спокойная жизнь для тех, кто планирует купить/обновить машину, наступит не скоро. Только успели автопроизводители проиндексировать цены на свои модели с учетом повышения ставок утилизационного сбора и акциза на мощные машины, как государство объявило о росте НДС до 20%. Быстро пройдя все необходимые стадии, законопроект был утвержден Госдумой 24 июля 2018 года и в начале августа подписан Президентом РФ. Изменения вступят в силу с 1 января 2019 года. Налоговая нагрузка на многие отрасли промышленности увеличились, но в особенности это касается автопрома. Институт Адизеса (международная консалтинговая компания в области менеджмента) провел опрос среди руководителей крупных российских компаний и 80% заявили о том, что повысят цены из-за изменения ставки НДС.
Налоговая цепочки в автопроме: что важно знать рядовым покупателям
Повышение НДС, кроме явного влияния, проявляющегося в росте цен, приводит к необходимости увеличить объем оборотных средств предприятия. Компании нужно больше свободных средств на счетах, чтобы оплачивать входящее НДС поставщикам. Те отрасли, в которых длинная производственная цепочка и большое количество контрагентов, наиболее сильно пострадают от нововведения. Автомобильная промышленность является одним из лидеров, по данным Росстата, промежуточное потребление в автопроме составляет 87,7% стоимости производства. Это касается отечественных моделей, но в большей степени относится к иномаркам, производимых у нас.
Машины – не социально-значимые товары, никаких льгот по налогу НДС в отрасли ждать не стоит.
Многие называют НДС «налогом на потребителя», это правильно, но при изготовлении сложной продукции НДС приходится уплачивать многократно. Автозавод покупает комплектующие, производители комплектующих закупают сырье и т.д. На каждом из этапов нужно платить НДС, а значит, возрастет потребность в свободных средствах, которые компании могут получить, повысив цены на продукцию. При стоимости современного автомобиля от миллиона рублей и выше рост цена на каждом этапе производственной цепочки значительно меняет конечную цену машины. По мнению экспертов, в отрасли стоит ждать рост цен на автомобили. Конечно, произойдет это не 1 января 2019 года, но этот процесс не минуем.
Насколько подорожают автомобили
«Все льготы по НДС на основные социально-значимые товары и услуги будут сохранены», — заявил Дмитрий Медведев. Но автомобили не считаются социально-значимыми товарами, поэтому никаких льгот по налогу на добавленную стоимость в автомобильной отрасли ждать не стоит. Многие автоэксперты, комментируя ситуацию с НДС, соглашаются с тем, что покупка машины в текущем году – правильное решение, и не советуют откладывать это шаг. Сомневаться в том, что увеличение НДС означает рост конечной цены на авто для покупателей не стоит. В этом солидарны все эксперты, различия могут быть только в размере и сроках для каждого бренда – рост цен на 2% сразу или постепенно.
Нас ждет незаметный рост цен на автомобили?
Ряд специалистов автомобильной отрасли предупреждают, что с января следующего года, помимо НДС, покупателей ожидает сезонное повышение цен на новые авто. При этом в ценообразование может вмешаться падание рубля, которое связано с введением очередного пакета санкций против России. После обнародования информации о новых антироссийских санкциях, курс рубля обновляет исторические максимумы и достигает отметки в 66-67 рублей за доллар.
В итоге эксперты прогнозируют рост спроса на автомобили к концу года, что приведет к ситуации, когда с началом 2019 года склады дилеров могут пустовать. Импортеры и дилеры, страхуясь от возможных убытков, будут держать минимально допустимый запас машин, и ждать ежегодных скидок на автомобили в январе 2019 года не стоит. Ряд специалистов прогнозирует рост спроса в салонах дилеров к концу этого года, проводя параллели с 2014 годом, когда рубль был сильно девальвирован и покупатели буквально выкупили все имеющиеся авто в салонах. Обобщая предположения профессионалов автомобильной отрасли, можно говорить о том, что роста цена на автомобили в начале 2019 года мы, как покупатели, не заметим просто потому, что свободных машин, на которые можно поднять цену в салонах дилеров будет минимум.
Автокредиты и рост НДС – как они связаны и почему первые будут дорожать?
Центробанк на заседании в июне объявил, что сохраняет ключевую ставку на уровне 7,25%, объясняя это тем, что рост цен к концу года прогнозируется до 3,5-4% и может даже превысить плановые значения и достигнуть 4,5%. В связи с этим регулятор изменил свою политику по снижению ключевой ставки и перенес это на следующий год, не исключая, что при усилении риска инфляции, ставка наоборот будет увеличена.
До конца года действуют госпрограммы по льготному приобретению новых моделей
Все эти действия напрямую влияют на автомобильный рынок и означают удорожания автокредитов. Аналитики высказывают единую позицию по данному поводу: рост ключевой ставки ЦБ РФ всегда приводит к увеличению ставок по кредитам, т.к. стоимость денег для банков растет, и они должны компенсировать свои убытки. В последний год основным драйвером авторынка выступает кредитование, минимальные ставки и собственные программы со сниженными процентами и льготными условиями покупки машины в кредит действуют сейчас у многих брендов. Но все это строится на низкой ключевой ставке Центрального банка и ожидаемыми прогнозами по ее дальнейшему снижению. Дорогие кредиты ограничивают аудиторию, способную приобрести автомобиль, поэтому повышение ставок приведет к снижению продаж машин в кредит и суммарных продаж. Ряд экспертов обращают внимание на ситуацию на внешних рынках и указывают на рост процентных ставок на международных финансовых рынках, что означает как минимум отказ ЦБ РФ от политики снижения ключевой ставки, а при неблагоприятном развитии ситуации на ее увеличение.
По данным экспертов автоотрасли, цены на ряд новых моделей с начала 2018 г. уже выросли на 7%, поэтому тем из нас, кто задумывается о смене автомобиля, следует принимать это решение быстрее. Динамика цен на авто за последний год показывает, что откладывание этого вопроса на потом приводит к явным финансовым затратам. До конца года действуют госпрограммы по льготному приобретению новых моделей, которыми было бы разумно воспользоваться уже сейчас.
Публикуется на правах рекламы