Ростовскую и Волгоградскую область объединяет не только территориальное соседство, схожесть климата, но и то, что оба эти края - казачьи. Традиции и культура казачества - основа жизненного уклада значительной части населения наших регионов.
Испокон веков на Дону проживали татары, башкиры, ногайцы, исповедовавшие ислам, а также калмыки — буддисты по вероисповеданию, а донские казаки были носителями христианской традиции. Своё предназначение они понимали как служение Богу оружием и воинским мастерством, называя себя защитниками православия.
Во что верили, каким святыням поклонялись, чем воодушевлялись на поле брани казаки - обо всем этом и повествуют экспонаты новой выставки. Здесь и изображения монастырей и церквей донской казачьей столицы - Старочеркасска конца XIX — начала XX веков. Рядом с ними соседствуют ценнейшие иконы, с которыми связано немало преданий. До сих пор предметом споров специалистов является появление в XIX веке иконы «Крещение», сделанной из камня. Зато об истории иконы Богородицы Феодоровской хорошо известно — она считается императорской, принадлежала династии Романовых, и без нее не обходилось ни одно важное богослужение.
А история возникновения сюжета иконы Богородицы Августовской «Явление Божьей Матери на войне» больше похоже на красивую легенду. В сентябре 1914 года во время Первой мировой войны донские казаки оказались окружены на территории современной Польши, недалеко от местечка Августово. Сидя у костра, в ночном небе они увидели Богородицу с младенцем, рукой указывающей на выход из окружения. Через 2 года, после изучения свидетельств очевидцев, было дано разрешение на написание этой иконы, которая вскоре стала считаться у казаков чудотворной. К большому сожалению искусствоведов, она была повреждена — в советское время владельцы неаккуратно спрятали ценность от посторонних глаз, переломив её.
Во время сражений казаки не выходили на поле боя без нательного креста или складня — небольшой складной конструкции из трёх икон. На выставочных стеллажах представлены не только они, но и настоящая реликвия — солдатский смертный медальон периода Первой мировой войны, которых в мире остались лишь единицы.
Непосредственно перед атакой обязательным обрядом была всеобщая молитва. Здесь бок о бок обращались к своим богам христиане, мусульмане, буддисты. Для одних выступал священник, для вторых мулла, другие молились самостоятельно или группами.
— Казаки довольно толерантно относились к представителям других конфессий, потому что казачество изначально формировалось как разнонациональный и разноконфессиональный конгломерат, поэтому все достаточно спокойно уживались вместе. Выставка даёт представление о том, как казаки относились к православию, что действительно православие — это духовная основа всего казачества.Елена Лепкова, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»
Некоторые экспонаты представляют особый интерес — как, например, этот небольшой с виду кожаный треугольник. Оказывается, у православных священников тоже были своеобразные чётки, которые назывались лестовка. На них есть небольшие завитки. В каждом из них внутрь вложена молитва. Священник, перебирая подобные «чётки», произносит каждую молитву.
Все это, а также редкие оригиналы книг в кожаном переплёте, необычную церковную утварь и современные одеяния священнослужителей волгоградцы могут увидеть на выставке «Казак без веры не казак». Она будет работать в Мемориально-историческом музее до 6 ноября.