Posted 2 августа 2018, 08:53
Published 2 августа 2018, 08:53
Modified 17 октября 2022, 10:32
Updated 17 октября 2022, 10:32
В этом году урожай зерновых в России ожидается на уровне 110-114 млн тонн - такие данные Российского зернового союза (РЗС) приводит сегодня «Коммерсантъ». Запасы зерна составляют рекордные 20,4 млн тонн, а спад его производства на Украине и в Европе, как рассчитывают в РЗС, создает предпосылки для экспорта в объеме 42–45 млн тонн.
Часть зерна, которую сложно и дорого экспортировать через южные или северо-западные порты, идет в Прибалтику, традиционно ориентированную на этот вид экспорта. В 2017 году через прибалтийские порты (Лиепая, Рига, Вентспилс) ушло 1,76 млн тонн зерна и 1,2 млн тонн продукции масложировой и сахарной промышленности, приводит статистику РЗС. Однако сейчас РЖД согласует не более 30% заявок на экспорт зерна и продуктов переработки через порты Прибалтики со ссылкой на «технические причины». В то же время ограничений по другим грузам нет.
Мнение руководства РЗС поддерживают и эксперты. Например, перевалка угля и нефтепродуктов во втором квартале через порты Латвии росла, в то же время РЖД ограничивает отправки зерна в Лиепаю, приводит «Ъ» слова главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова.
По оценке другого источника издания, решение о недопуске зерна на Балтику может привести к недовывозу 150–200 тыс. тонн зерновых грузов в месяц. В то время, когда Россия пытается занять на рынке место экспортера мирового значения, некоторые чиновники РЖД, видимо, заинтересованные в непрозрачном распределении квот, ограничивают зерновой экспорт.
В самом же ОАО РЖД проблемы с последним не видят, приводя цифры увеличения погрузки зерна, и добавляют, что согласовывают все предъявляемые объемы исходя из возможностей инфраструктуры.
В этой ситуации руководство Российского зернового союза обратилось к вице-премьеру Алексею Гордееву с просьбой рассмотреть вопрос об обеспечении перевозки зерновых грузов в порты Прибалтики.