Posted 6 июля 2018, 15:07

Published 6 июля 2018, 15:07

Modified 17 октября 2022, 10:15

Updated 17 октября 2022, 10:15

Нам любые дόроги дорόги

6 июля 2018, 15:07
С 1 июля в Волгограде начал действовать запрет на проезд большегрузного транспорта по улицам города.

В соответствующем распоряжении начальника департамента городского хозяйства Виталия Земцова прямо указаны причины этого ограничения: «В связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог Волгограда, вызванной превышением допустимых температур атмосферного воздуха…»

Запрет на движение всего грузового транспорта (грузоподъемностью свыше 3,5 тонн) по автомобильным дорогам Волгограда вводится до 31 августа, оно будет действовать ежедневно с 10:00 часов до 22:00 часов.

Подобное решение волгоградской мэрии в условиях установившейся жаркой погоды, когда дневные температуры воздуха порой превышают +40°С в тени, можно расценивать как дополнительные меры по обеспечению сохранности дорог Волгограда. Как сообщили ИА «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе мэрии, в случае понижения температуры воздуха ниже +40°С, ограничения на передвижение по городским дорогам большегрузного транспорта могут быть отменены.

Напомним, еще в мае похожее ограничение было введено региональной администрацией. Технические параметры в данном случае несколько отличаются от городского уровня: речь идёт об автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения. Региональный запрет распространяется на автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн и действует в период с 27 мая до 31 августа 2018 года с 9:00 до 21:00 при значениях дневной температуры воздуха свыше 32°С.

Эти самые критические температуры воздуха не берутся «с потолка» и не определяются по термометру за окном главы города и кабинета губернатора. Все официальные сведения о температуре окружающего воздуха ежедневно предоставляются ФГБУ «Волгоградский ЦГМС». Именно эти показания и учитываются при введении ограничения на проезд автотранспорта.

Чтобы проверить в какой мере водители и руководители автотранспортных предприятий исполняют введенные ограничения, корреспонденты ИА «НовостиВолгограда.ру» вышли «в рейд». Впрочем, уже после прибытия на 1 точку – Самарский разъезд, мы поняли, что рейдом это можно не называть. Нашему фотографу было достаточно и 5 минут, чтобы набрать различные примеры нарушений.

Поскольку ограничения, введенные мэрией, достаточно жёсткие по грузоподъемности, то под запрет попадают даже небольшие, казалось бы, самосвалы.

Нам же попадались КаМАЗы со щебнем, большие фургоны, целые колонны автопоездов, небольшие грузовики, бортовые фуры с прицепами.

Причем, у одной такой фуры на лобовом стекле была размещена характерная табличка «Пустой». Со стороны действительно казалось, что автомобиль идет без груза, но стоило немного поднять фотоаппарат выше, как он сразу зафиксировал лежащую в кузове тротуарную плитку. Просто ее загрузили ровно до края бортов кузова.

Самарский разъезд – это серьезная транспортная развязка, потому и грузовики следовали здесь во всех направлениях. Нам даже попалась колонна военных КаМАЗов. Но скорее всего, на проезд подобных автомобилей есть специальные разрешения. Постановление мэрии это предусматривает.

Напомним, что городское ограничение на проезд автомобилей оговаривает их грузоподъемность – 3,5 тонны. Это небольшой грузовик городского формата. Вполне достаточно, чтобы подвезти необходимые товары в сетевой магазин у дома или доставить клиенту крупную бытовую технику. То есть это ограничение никак не затрагивает автотранспорт, обеспечивающий функционирование торговых или социальных объектов. Мусоровозы, коммунальная техника также не попадают под ограничение.

Понятно, что введение подобного запрета доставляет немало неудобств предприятиям и малому бизнесу. У крупных транспортных кампаний могут существенно сдвигаться сроки поставок по уже заключенным договорам. Но с другой стороны – введение подобных ограничений на движение большегрузной автотехники – это не новшество 2018 года. Подобные запреты вводятся ежегодно.

К тому же большинство логистических центров крупных торговых и промышленных компаний находятся вне городской черты. Потому большегрузные фуры могут подъезжать к ним и днем. А доставка товаров и иных грузов в Волгоград может осуществляться с применением малотоннажного транспорта или, например, также в ночные часы.

По городским автодорогам, не взирая на запрет, продолжает разъезжать всевозможные грузовики. При этом даже КаМАЗ, груженый щебнем, весит под 20 тонн. Только полезного груза в нём – не менее 15 тонн.

Всех нарушителей хорошо видно у подножия Мамаева кургана, на развилке, где организовано круговое движение. Чего здесь только нет! За 10 минут мы обнаружили все виды грузового автотранспорта от пустого тягача до миксера-бетономешалки.

Проспект Дорожников «порадовал» нас еще сильнее. Здесь вообще – ни минуты ожидания: грузовики всех мастей и различных грузоподъемностей снуют в обе стороны с завидной регулярностью.

А теперь о главном. Все эти запреты, как мы уже говорили, вводятся для сохранения дорожного полотна. Не секрет, что жаркая погода влияет не только на людей. Техника, приборы, автомобили и дороги также подвержены влиянию высоких температур. В очень жаркий день, когда температура воздуха в тени составляет 35-38 градусов, поверхность автодороги может раскаляться до +70 градусов по шкале Цельсия. При этом битум, содержащийся в асфальтобетонном покрытие уже при температурах выше +30 градусов – «плывет». При сильном давлении, которое оказывают большегрузные автомобили, на дорогах происходит выдавливание разогретого асфальта к краям зоны. Так появляется колея.

Кстати, именно из-за высокой температуры, а не по причине смыва пыли, в жаркие дня дорожники ведут регулярный пролив водой основных автодорог Волгограда.

Если учесть, что многие перевозчики значительно перегружают автомобили, то становится ясно – кто портит наши дороги. На сколько опасен перегруз для дорожного покрытия?

— Чтобы ответить на этот вопрос надо учитывать два момента: соблюдение норм ГОСТа большегрузными автомобилями и качество дорожного полотна. Вес на оси у грузовиков обязательно должен совпадать с ГОСТом, если перевозчики перегружают автомобиль, то спрос уже с них. Мы все прекрасно понимаем, что им хочется получить как можно больше выгоды: гнать пустой автомобиль, допустим, с Дагестана — это убытки, а загрузив его под завязку, себестоимость одной перевозки тонны груза будет меньше, поэтому все начинают хитрить. Раньше весовых постов было гораздо больше, уже давно не видел, чтобы взвешивали грузовой авто. Другое дело, что нагрузку должны выдерживать и сами дороги. Если асфальт положен некачественно, то провалится даже легковушка, но это вопрос уже к дорожным службам.Сергей Ширяев, декан автотранспортного факультета ВолгГТУ

Дорожники рассказывают, что все продольные городские магистрали строились по советским ГОСТам. В то время в расчет бралась нагрузка, оказываемая на дорожное полотно малотоннажными грузовиками ЗИЛ и ГАЗ. А поток автотранспорта был незначительный. В лучшем случае – ГОСТ был соблюден, тогда основа дороги имеет 30-40 см щебня. Это вполне хватает для проезда легковых авто, троллейбусов и небольших грузовиков. Но для проезда фур, автопоездов и тяжелой строительной техники эти дороги не предназначались. К тому же, есть сведения, что некоторые улицы, которые восстанавливали или строили заново в послевоенные годы, имеют в своем основании не щебень, а битый кирпич, оставшийся на месте разрушенных домов. О каких повышенных нагрузках тогда может идти речь?

Впрочем, именно в последние годы в Волгограде и области ремонт и реконструкция дорог идут небывалыми темпами. Средства на это выделяются из всех бюджетов, но основные суммы поступают по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги».

Только в Волгограде по этой программе отремонтировали дороги в 2017 году на сумму свыше 1,5 млрд. рублей. В 2018 году объемы финансирования строительства и реконструкции дорог сохраняются – дорожная отрасль Волгограда получила 1 млрд. 138 млн. рублей, благодаря чему обновятся еще 54 дороги общей протяженностью свыше 60 километров.

Всего же последние 3 года в Волгограде были приведены в нормативное состояние все основные городские магистрали. Понятно, что повторный ремонт тех же самых улиц через 2-3 года никакая федеральная программа не предусматривает.

Вот только сохраним ли мы эти новые дорогие дороги?

Подпишитесь