Posted 3 июля 2018, 09:43
Published 3 июля 2018, 09:43
Modified 17 октября 2022, 10:07
Updated 17 октября 2022, 10:07
Ликвидация школ с 2000 года происходит невиданными темпами. Если подсчитать, что в год закрывалось по 1,7 тыс. учебных заведений, или по 4,6 школ каждый день, пишут «Новые Известия».
Характерный пример с закрытием сельской школы, вопреки возмущению граждан, привела в письме изданию жительница Бийска Ольга Голубева, побывавшая в селе Новокалманка Усть-Калманского района Алтайского края.
Родители, педагоги и сельские чиновники пытаясь спасти свою школу, противостоят краевым чиновникам, проводящих кампанию по «оптимизации» малокомплектных учебных заведений. Люди уже готовы перекрыть трассу, чтобы на них обратили внимание.
«Селяне вообще не понимают, что творится. В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В послереволюционной разрухе в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в ум не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны. Моя мать, всю жизнь проработавшая сельской учительницей, рассказывала мне: в войну тетрадей не было, и в школе ученики писали на чистых полях газетных страниц. Почему же в XXI веке наша могучая Россия враз обнищала? Позакрывали школы, умертвили этим села – и довольны! Да хоть бы подумали: у кого школу отнимаем? У самого безобидного, безропотного и обделенного судьбой деревенского паренька», - возмущается в письме Ольга Голубева.
Она отмечает, что люди готовы окопы рыть, лишь бы сохранить среднюю школу и не превращать ее в «филиал» другого учебного заведения, до которого 30 километров. Кроме того, по мнению жителей, последствия школьной реформы обернутся бедой для всех: «филиал» в Новокалманке сначала станет девятилеткой, потом начальной школой, а потом развалится и село. Тогда учить станет некого.
«Присоединение школ – это избитый трюк с 2009 года, - предупреждает Голубева. – Точно так поступили с моей родной школой в 2010 году под Бийском. Новокалманцы, будьте бдительны в этом рукотворном лохотроне».
Когда в Алтайском крае чиновники стали активно закрывать сельские малокомплектки, то молодые трудоспособные люди, стали покидать дворы. В деревнях Ельцовка и Новотроенка осталось по 7 дворов, хотя было не менее двухсот в каждой, сообщает altapress.ru.
Глава Пономаревского сельсовета Анатолий Горохов до сих пор корит себя, что не смог отстоять деревню Пономарево.
«Наша школа несколько лет назад стала филиалом Чарышской, расположенной в 16 км от нас. Родители были против, но переломить ситуацию не удалось: учеников слишком мало, около 20. Да еще и убалтывали на районном и краевом уровне: учителям добавят зарплату, повысится качество обучения. У нас и так дураков не было – и медалистов выпускали, и на олимпиадах наши всегда были первые. В Чарыше они растворились… Учителям зарплата если и добавилась, то – стыдно сказать – рубля на три. В этом году у нас школу снова понижают в статусе, оставляют только начальные классы. Теперь молодые семьи собрались уезжать из села: всем хочется, чтобы ребенок учился рядом», – рассказал Анатолий Горохов «Новым Известиям».
А ведь, напоминает издание, Владимир Путин в ходе «прямой линии» 7 июня сказал: «Мы должны обеспечить, чтобы у нас люди не покидали родные места, особенно в таких регионах, как Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, чтобы и село был живым, имело бы перспективы развития».
После внушения президента врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко пообещал, что школу в селе Старая Суртайка не закроют. Люди выдохнули. На радостях и Новокалманка послала гонца к министру образования Алтайского края Александру Жидких – в селе 43 ученика, всего на четыре меньше, чем в Суртайке. Но школу в Новокалманке по-прежнему планируют оптимизировать.
И аналогичная ситуация наблюдается по всей стране, отмечают эксперты. В том числе и глава администрации Лукояновского района Нижегородской области Виктор Аганин.
- Руководители на местах не понимают смысла массового закрытия сельских школ. Большинство из нас считают, что реформу образования занесло на повороте. За два последних года только в одном Лукояновском районе закрыто 12 сельских школ. В области 52 района. Представьте, сколько ребятишек по автобусам скитаются, в сугробах буксуют? Но вся трагедия в другом. Подлежат массовому закрытию и школы побольше: губительное подушевое финансирование продолжает своё черное, позорное для великой страны дело. Жесткие требования к количеству учащихся в классах продолжают ужесточаться – вот в чём беда. Должно быть не менее 14 человек. Почему не 13 или 15 никто вразумительно объяснить не может: цифру министерский бухгалтер, видимо, взял с потолка. И теперь закрытию подлежат уже и большие сельские школы. Вот вопиющий пример. Закрыли школу в Каменке Воротынского района, возят детишек в Михайловское за 20 км. Но это ещё не предел. В планах закрытие школы в поселке Кузьмияр. Возить будут в то же Михайловское уже за 45 км! 90 км по бездорожью каждый день! – обеспокоен Виктор Аганин.
Закрытие школ – это кризис в системе образования. Так считает Юрий Крупнов, писатель, председатель наблюдательного совет Института демографии, миграции и регионального развития, лауреат премии президента РФ в области образования.
«Наряду с отсутствием в деревнях рабочих мест, это означает уничтожение села в целом. Особенно острая ситуация сложилась в сибирских регионах, но огромные проблемы есть и в центральной России (Смоленская область), и в северо-западном округе (Псковская область). Дошло до покушения на учебные заведения, имеющие историческое значение. Так в селе Петровичи Шумячского района в рамках «оптимизации» была закрыта школа, в которой учился всемирно известный писатель-фантаст Айзек Азимов.
Закрытие школ - это кризис в системе образования, и он ведёт к предсказуемым результатам - к «дебилизации» школьников. Нелепые ответы в проверочных работах – это верхушка айсберга. В глубине таится равнодушие к предлагаемым методам познания со стороны учеников. Школьников заваливают информацией, предлагая на выходе проверить свои знания на манер игры «Кто хочет стать миллионером», с помощью теста. Не знаешь – ткни наугад, вдруг повезёт. Учителей в свою очередь заваливают отчетностью, бесконечными аттестациями, рабочий процесс засушивается, формализуется, оставляя педагогам меньше времени на самое главное – общение с детьми. Маленькие сельские школы восполняли этот дефицит. Реформаторы с асфальта, похоже, вообще не учитывают столь тонкую материю, как связь наставника и ученика», - поясняет Юрий Крупнов.
При этом упоминает тот факт, что Госдума отклонила три законопроекта о согласовании ликвидации сельских школ с местными жителями:
«Один из законопроектов был внесён депутатом КПРФ Олегом Смолиным, два других — Заксобраниями Карелии и Амурской области. Предлагали запретить ликвидацию сельских школ и детсадов без согласия схода граждан и обязать региональные власти восстановить школы, закрытые после 1 января 2015 года».
Писатель отмечает, что в Министерстве образования тоже говорят о том, что пора остановить ликвидацию сельских школ, но кампания все равно продолжается. Зато одновременно с этим растет количество церквей
«Что характерно: за это же время (с 2000 года – прим. ред.) было построено или открылось более 30 тыс. церквей. В целом их число выросло с 2,9 тыс. в 1990 году до 34,5 тыс. в настоящее время. То есть каждый год открывалось 1,26 тыс. церквей или по 3,5 каждый день. Подумайте над этой статистикой», - размышляет Крупнов.
То, что именно социально-экономические проблемы способствуют оттоку населения в города, подтверждают и в Центре национальных и политических реформ (ЦЭПР).
- Эксперты уверены, что государство намеренно проводит политику депопулизации сельских территорий и лишает деревни «последней надежды на будущее». Нынешняя ситуация напоминает замкнутый круг: оптимизация социальных учреждений идет гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшается численность сельского населения и вымирают деревни. Процесс свертывания малокомплектных школ проходит в рамках реформы образования. При этом, по данным Счетной палаты, несмотря на сокращение образовательных учреждений, в 36 регионах расходы не сократились, а, наоборот, выросли. В то время как повышение зарплаты учителям оказалось незначительным — на 0,74% в целом по России. В 9,5 тыс. населенных пунктов, имеющих до 1,5 тыс. жителей, сегодня нет детских садов. В 6 тыс. населенных пунктов нет школ. Из 940 деревень детям приходится добираться до школы более 25 километров, – говорит Василий Иконников, эксперт Центра национальных и политических реформ.