Мы приехали в фермерское хозяйство ЕленыТупиковой ранним, по журналистским меркам, утром, но здесь уже вовсю кипела работа. «В сезон фермеры и в 4 утра, и в 12 ночи на ногах», - шутит она и ведет показывать свои владения. А они немаленькие - 100 гектаров земли, из них 2 гектара занято теплицами, чуть меньше - личное подсобное хозяйство, остальное - овощи открытого грунта: помидоры, лук, капуста, кабачки, свекла, морковь.
- Елена, сколько лет вы уже занимаетесь овощеводством? И почему именно овощи?
- Дело в том, что я родилась в поселке, родители работали на предприятиях, но сажали и бахчи, и овощи во дворе. Знаете, в 90-е каждый искал свою нишу, как выжить. Я ведь училась на художника-модельера, работала немного по специальности, но судьба так повернула, что стала заниматься сельским хозяйством, и вот уже 20 лет этим занимаюсь.
Первым делом нас встречают теплицы. Здесь выращивают только огурцы: в марте высаживают рассаду, а первые урожаи начинают снимать уже в апреле.
- В марте все-таки у нас еще довольно холодно, как же рассада выдерживает?
- А мы подтапливаем, у нас отапливаемые теплицы, - рассказывает Елена. - Для этого купили дизельное оборудование итальянское, очень хорошо себя зарекомендовало. Зато с ранними овощами мы попадаем в розницу. Основные покупатели наши - это торговые сети, в основном федеральные - Х5, «Тандер», «Лента»,«Метро».
- Но зачастую местные товаропроизводители говорят, что зайти в сети очень сложно...
- Зайти сложно - это одно, а вот работать... Не каждый фермер сможет обеспечить то качество продукции, которое требует сеть: охлаждать овощи, фасовать, стикеровать их, квантовать.
- А это что такое?
- Квант - это определенный вес продукции: например, если коробка 5 кг - то она должна весить ровно 5 кг, ни больше, ни меньше. Это тоже достаточно трудоемко и трудозатратно.
- И вы в своем хозяйстве это все можете делать?
- Да, мы все это делаем - и стикеруем, и квантуем, и фасуем, все, как требуют сети. Например, с ЗАО «Тандер» мы работаем уже почти 11 лет, для Х5 поставляем свою продукцию в московский регион, Ростовскую, Нижегородскую области, по всей стране.
- А с местными сетями работаете?
- Да, но с местными не очень интересно работать.
- Почему?
- Во-первых, возвраты: зачастую возвращают не только нашу продукцию, но и неизвестно чью. Например, мы поставляли колючий огурец, а нам приходит гладкий, бывает, доходит и до абсурда - в наших мешках возвращают нам лук или картофель. Во-вторых, цены. Сейчас вот капусту они берут по 6 рублей - это смех просто и убытки для меня. Мне легче перепахать урожай, чем продавать по такой цене. Звучит кощунственно, но это обойдется дешевле, чем нанимать людей, которые будут убирать, фасовать, отправлять эту капусту, транспорт наемный - это очень все дорого.
- А вот сетевики говорят, что фермеры не всегда выдерживают необходимые им объемы и качество.
- Я произвожу 15 тысяч тонн овощей в год, это совсем немаленький объем. А что касается качества - сети привыкли к импортному товару. Нашему огурцу срок годности - неделя-две, а импортные томаты, огурцы - они же «искусственные», могут и три месяца храниться. У нас задекларировано 10-15 дней максимум при соблюдении температурных условий, к тому же вся наша продукция сертифицирована.
А вот когда говорят, что наши овощи некачественные - откуда я могу знать, как хранится наша продукция в том же распределительном центре? Бывает, выкатят на солнце паллеты или в теплых коридорах поставят. Огурец, естественно, нагрелся, его затем в холодильник ставят, и там он начинает портится.
Для меня качество моей продукции - главное. И знаете, самое приятное, что отзывы идут, очень часто звонят покупатели - на каждом стикере мой телефон указан, люди благодарят. Наверное, это самая высокая оценка моего труда. Потому что работать и не видеть результата - это обидно.
Продукция фермерского хозяйства Тупиковой находит покупателя из разных регионов. В день, когда мы брали у Елены интервью, на поле загружался капустой грузовик из Тамбова. Совсем скоро подойдет лук - он уже начал «одеваться», как говорят фермеры. А на поле рядом наливаются первые, ещё маленькие, томаты, к концу лета - началу осени они отправятся на консервный завод.
Овощи открытого грунта в хозяйстве Тупиковой - это не только помидоры, лук и капуста, но и кабачки, свекла, морковь. В этом году расширили до 3,5 га посадки малины - первый опыт, говорит Елена Александровна: «Вообще малина на третий год дает хорошие урожаи, пока разрастётся, пока укоренится, в это году мы попробовали, будем работать с сетями, надо еще один холодильник ставить специализированный под ягоду».
На поле, где пробивается зеленая поросль моркови, работают женщины - приезжие из Средней Азии. Наши соотечественники, говорит фермер, такую жару не выдерживают, поэтому на сезон она набирает иностранных рабочих.
- У меня оформлено 70 человек, как положено, через миграционную службу. Живут тут же - несколько лет назад построили 2-этажное общежитие, там и столовая, и кухня, даже баня есть. А горожан местных во время уборки задействую, а также в зимний период на складе, на фасовке.
На краю одного из участков сложены полиэтиленовые ленты. Это то, что остается от систем посадки и капельного орошения после сбора урожая - лента прессуется и потом идет на переработку. Без полива в нашем жарком и засушливом климате на высокие сборы овощей рассчитывать не приходится.
- Елена Александровна, а вы в госпрограммы по мелиорации входите, пользуетесь какой-то господдержкой?
- Нет, нас они не затрагивают, я вообще за 20 лет никакими мерами господдержки не воспользовалась. Льготы, ссуды, субсидии - под них есть определенные требования, свои условия, которые нам не подходят. Мне выгоднее брать кредит в коммерческом банке, чем пользоваться этими льготами. Вот в 2015-м с помощью кредитных средств построили склады с холодильным оборудованием. Кстати, это получилось и благодаря Андрею Бочарову - он ко мне приезжал. У меня в хозяйстве вообще все волгоградские губернаторы побывали.
- Тем более, такое внимание к вам, а господдержки никакой?
- Нет, я привыкла рассчитывать только на себя. Кредиты беру, займы - без этого мы не выживем, издержки увеличиваются.
- Подорожание топлива с начала мая вас затронуло?
- Ну конечно, у меня весь транспорт наемный, держать свой автопарк нерентабельно. Мы вот подсчитали - с мая себестоимость продукции увеличилась примерно на 20%. Подорожало не только топливо, но и средства защиты, удобрения. Однако конечная цена на овощи при этом у нас не растет.
- Елена Александровна, на круглогодичную работу не хотите выходить, переработку, например, наладить, склад у вас уже есть...
- Свою переработку - нет. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Мое дело - это выращивать овощи. Я сотрудничаю с нашим волгоградским консервным холдингом «Дядя Ваня», выращиваем томаты для них, есть планы дальше развиваться, тем более, что переработка у нас в регионе сейчас очень активно развивается, возрождается, можно сказать.
- Но у переработчиков ведь есть свои требования по сырью?
- Да, конечно, у томатов должно быть определенное содержание сухих веществ, гибриды определенных видов должны быть, у огурцов - стандарты по размеру, ровный должен быть, без полостей. Мы эти требования все выдерживаем.
Кстати, сотрудничество со своими местными производителями у фермера Тупиковой идет по разным направлениям. Например, картонную тару под овощи она также берет у волжского предприятия - хорошо делают, говорит, ящики крепкие, надежные, овощи в таких не мнутся. А склад отделывали панелями, произведенными на одном из новых производств в г. Волжском. Чтобы загрузить склад зимой, заключает договоры с более мелкими производителями овощей, оплачивая им при этом семенной материал, средства защиты растений.
- Елена Александровна, тяжело, наверное, женщине держать на своих плечах такое хозяйство?
- Нет, неправда. Мы же русские женщины, как говорится - и коня остановим, и в избу войдем, и детей нарожаем.
- А дети вам помогают, кстати, ваше дело можно назвать семейным бизнесом?
- К сожалению, нет, я одна. Хотя дочь у меня тоже в агробизнесе, но смежном, так можно сказать - у нее магазин по реализации семян и химии. Сестра старшая помогает, она у меня завхоз. У меня очень хорошая команда, это самое главное, это люди, с которыми мы говорим на одном языке, мыслим одинаково, мои помощники. Они помогают реализовывать все мои задумки, а их много. Надо развиваться, нельзя стоять на одном месте, я всегда говорю, что под лежачий камень вода не течет.