Posted 27 июня 2018, 13:15

Published 27 июня 2018, 13:15

Modified 17 октября 2022, 09:55

Updated 17 октября 2022, 09:55

В России экспорт зерна по железной дороге рекордно увеличился на 64%

27 июня 2018, 13:15
Экспортные перевозки прошлогоднего урожая зерновых по железной дороге в самое ближайшее время достигнут исторически рекордного уровня в 19 млн тонн. Такой уверенный прогноз дает глава группы компаний «РТК» Константин Засов.

По данным аналитического центра АО Русагротранс, количество отправленного на экспорт зерна железнодорожным транспортом в сезоне 2017-2018 годов (июль-апрель) уже на 64% превысило аналогичные показатели предыдущего года, сообщает «Интерфакс».

В интервью изданию глава многопрофильного железнодорожного холдинга, который является лидером на рынке перевозок насыпных и лесных грузов, объяснил такие высокие показатели целым рядом факторов.

«Предпосылки: конечно, это исторический рекорд по сбору зерна – 135,4 млн т. При этом в 2016 году также был собран высокий урожай – 120,7 млн т, что привело к накоплению максимальных за последние восемь лет запасов зерна. Второй важнейший фактор – это введение правительством льготного тарифа на перевозку зерна железнодорожным транспортом из ряда регионов центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. Третий фактор – рост экспортных цен на российскую пшеницу, которая с февраля 2018 года торгуется дороже $200 за тонну, впервые за три года. В итоге большое количества зерна, удачная ценовая конъюнктура и своевременные меры поддержки привели к тому, что в этом сезоне ставился рекорд за рекордом», - отмечает Константин Засов.

По его словам, без подготовленной инфраструктуры рынка невозможно было бы отправлять свыше 5 млн тонн зерна в месяц. И тогда даже перечисленные выше факторы не повлияли бы на количество перевозок. Однако за 10 лет была продела большая работа – обновлен парк зерновозов, построены новые терминалы и заключены долгосрочные договоры, позволяющие качественно планировать на долгий период.

«Хотел бы напомнить, что 10 лет назад, когда наша компания вышла на рынок, на нем не было серьезных инвесторов в подвижной состав. Игроки не хотели инвестировать в инфраструктуру, парк старел, терминалы работали с перебоями, конвенции были обычной практикой. Теперь же, к примеру, наша компания является крупнейшим на сети собственником новых вагонов зерновозов, у нас заключены «долгие» контракты со всеми крупными грузовладельцами, что позволяет планировать перевозку за несколько месяцев. В итоге, к завершению зернового сезона экспортные перевозки зерновых по железной дороге, по нашей оценке, достигнут исторически рекордного уровня в 19 млн т, что превысит результат прошлого сезона в 1,76 раза», - рассказывает глава группы компаний «РТК».

Константин Засов не исключает, что и в новом сезоне будет обильный урожай зерна (по прогнозу, в 2018 году он составит около 120 млн тонн) и вновь будут высокие темпы отгрузок на экспорт. Но с ними инфраструктура теперь уже легко справится. Ведь система уже прошла своеобразный «стресс-тест» и вышла на новый технологический уровень, позволяющий обеспечивать высокие темпы перевозок железнодорожным транспортом.

Однако еще большие резервы лежат в области улучшения технологии. Одна из первоочередных задач – увеличить рост оборачиваемости вагонов, а здесь грамотное государственное регулирование может дать колоссальный эффект.

«К примеру, внедрение системы электронного документооборота между структурами ОАО "РЖД" и органами Россельхознадзора и ФТС привело бы к радикальному сокращению времени на оформление сопроводительных документов на груз, оригиналы которых в настоящее время необходимо получать в удаленных от станций погрузки региональных центрах. Уверен, цифровизация логистики и госрегулирования в этой сфере будут ключом к еще более значительному росту рынка, и здесь мы еще дождемся крайне позитивных изменений», - считает Константин Засов.

Он сообщил, что компания намерена обновлять составы по 2 тысячи вагонов в год. Эта работа будет продолжена до 2021 года.

«Обновление парка – это совершенно логичный процесс, которому мы следуем в заявленных масштабах. Если говорить про холдинг, то на сегодня у нас более 65 тысяч вагонов в управлении. Мы крупнейший игрок в своем сегменте. Но количество вагонов, как я говорил, – не панацея, важно, развивать технологию. В США более 90% зерновых перевозок маршрутизировано. С 2008 года нам удалось продвинуться в направлении развития этой технологии. Но рынку зерна в отличие от угля или руды необходимы технологические преференции, ведь груз концентрируется не в одном месте добычи, а на сотнях станций. В 2015 году было принято решение об изменении параметров маршрутизации, касающееся всех перевозок, в том числе и зерновых. Вместо 45 вагонов в отправительском маршруте стало возможно грузить только 57. Почти ни один элеватор не может на своих путях сформировать состав из 57 вагонов за сутки – это проблема, но мы видим пути ее решения», - заверил глава железнодорожного холдинга.

В ГК «РТК» намерены укрепить лидерство и на рынке специализированных транспортных услуг в сегменте перевозок лесных грузов. Эта задача возложена на входящую в холдинг компанию «Транслес».

«Транслес» находится в активной инвестиционной фазе, так же, как и у «Русагротрнас», сегодня в активе компании крупнейший парк новых вагонов. За последние годы приобретено более 2,5 тысяч платформ. Мы понимаем, что важнейший фактор, позволяющий улучшить логистику, – долгосрочные договоры с грузоотправителями. Когда происходит совместное планирование, прорабатывается логистика перевозок, организуются групповые и маршрутные отправки. В общем, мы идем по пути рынка, на котором логистика – это понятная и эффективная услуга», - пояснил руководитель ГК «РТК».

Согласно его наблюдениям, рынок железнодорожных перевозок лесо- и пиломатериалов существенно восстановился с 2014 года после длительного падения, которое продолжалось с 2008 по 2013 годы. В перспективе – умеренный рост объема перевозок.

«В 2018 году рост происходит за счет внутрироссийских перевозок. Потенциал развития лесного комплекса России очень большой. В настоявшее время вклад в экономику лесного комплекса существенно ниже аналогичного показателя развитых стран, обладающих лесными ресурсами. Правительство Российской Федерации ведет работу по развитию лесного комплекса и планирует существенное увеличение производства продукции глубокой переработки древесины», - говорит Константин Засов.

К проблемным моментам в этом сегменте перевозок от отнес нехватку подвижного состава. Но и в этом плане у «Транслеса» есть договоренность с ПАО «НПК «Объединенная вагонная компания» о закупке до конца года 200 новых вагонов-платформ с повышенной грузоподъемностью и увеличенным погрузочным объемом.

«В последние годы – настоящий бум производства лесовозных платформ. Парк постоянно увеличивается, большая заслуга в этом «Транслеса». Мы приобретаем более 30% новых платформ. Дефицит же обусловлен двумя факторами. Первый – переориентация операторов полувагонов с лесного рынка на более приоритетные для них рынки. Второй – рост объемов перевозок лесных грузов. Что касается платформ ОВК, эти вагоны имеют хорошие преимущества в определенных сегментах рынка. И за счет этого мы планируем повысить эффективность перевозок», – объяснил глава группы компаний «РТК».

Константин Засов уже три года возглавляет президиум «Союза операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ). То, что два года назад удалось избежать банкротства многих компаний, которые входят в СОЖТ, он считает заслугой Союза,

«Сегодня общий парк, которым управляют компании, входящие в СОЖТ, составляет 76,5% всех российских грузовых вагонов. Падение рынка в 2015-2016 годах потребовало максимальной концентрации всех его участников, в некоторые периоды казалось, что банкротство большого числа компаний неизбежно. И то, что рынок удалось сохранить, сегодня он снова инвестиционно привлекателен, - в этом не последняя заслуга Союза. По сути, на площадке СОЖТ формируется общая позиция операторского сообщества на поступающие вызовы, идет партнерский диалог с ОАО РЖД, государственными органами практически по всем вопросам развития ж/д транспорта. Например, мы принимаем активное участие в обсуждении целевой модели рынка, проектов законов, подзаконных актов и, в целом, нам, как правило, удается найти сбалансированные решения. Представители СОЖТ принимают участие в российской делегации на Совете по железнодорожному транспорту, других международных площадках. При этом крайне важно, что совместное участие на площадке СОЖТ никак не влияет на конкуренцию между компаниями, в нашей сфере действительно абсолютно рыночные отношения», - отметил Константин Засов.

26 июня 2018 года состоялось годовое Общее собрание членов «Союза операторов железнодорожного транспорта» на котором был избран новый состав Президиума Союза. В него также вошел и Константин Засов. Однако по итогам голосования председателем Президиума СОЖТ на три года избран председатель Совета директоров ООО «Трансойл» Игорь Ромашов.

Подпишитесь