Эксперты: экстренные меры правительства не помогут сдержать цены на бензин

7 июня 2018, 17:29
В четверг, 7 июня, в ходе «Прямой линии» с президентом во время обсуждения ситуации с ростом цен на бензин вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак предложил принять дополнительные меры воздействия на нефтяные компании в виде повышения экспортных пошлин.

При этом, по мнению Козака, эту меру стоит применять в случае невыполнения нефтяниками взятых на себя в конце мая обязательств сохранить текущие цены на бензин и дизельное топливо.

- Мы внесем буквально завтра в Госдуму законопроект, который поможет обеспечить равновесие цен на моторное топливо на внутреннем и внешнем рынках. У правительства появится возможность повышать экспортную пошлину на нефть. К этому нефтяные компании отнеслись с пониманием. Угроза будет в руках правительства. У нас появляется дополнительная возможность для того, чтобы реагировать ситуацию на внутреннем и внешнем рынках, - сообщил президенту вице-премьер правительства.

- Готовьте этот законопроект. Я его поддержу, – отреагировал Владимир Путин.

Перед этим глава государства объяснил рост цен «неточным правительственным регулированием в сфере энергоресурсов». Ужесточение налоговых мер стало стимулом для вывоза за границу сырой нефти. Направляя нефть на НПЗ на внутреннем рынке, компании решили «возместить» условно выпадающие доходы, которые они могли бы получить за пределами страны.

Дмитрий Козак сообщил, что 6 июня ведущие нефтяные компании в очередной раз заверили его, что выполнят свои обязательства о замораживании цен. Есть договоренность об увеличении поставок на внутренний рынок бензина и дизельного топлива. По его словам, на этой неделе «объемы биржевой торговли уже увеличились на 20% на дизельное топливо и на 19% на автомобильный бензин. Это тоже оказывает стабилизирующее влияние на рынок».

Но, видимо, пока полной уверенности в этом нет. Поэтому, по словам вице-премьера, будет установлен ежедневный контроль за ситуацией на АЗС.

- Мы будем ежедневно контролировать, мониторить ситуацию на заправочных станциях. И в течение недели в ежедневном режиме Федеральная антимонопольная служба будет докладывать правительству о ситуации, - проинформировал Козак.

В то же время к некоторым нынешним действиям правительства эксперты на местах отнеслись несколько скептически. По мнению руководителя крупной волгоградской транспортной компании, давшего свой комментарий на условиях анонимности, цены на топливо сдержать в полной мере не удастся, и только лишь контроль за АЗС здесь не поможет.

- Каждый год растут цены, и каждый раз нам обещают принять меры. У нас контроль за заправками устанавливать не нужно. У нас нужно устанавливать контроль за оптовыми продавцами и «принимать дополнительные меры воздействия на нефтяные компании». Не может быть такого, что нефть на НПЗ по одной цене, а на заправках совершенно по другой. Такого не бывает. Заправки берут продукт по той цене, по которой отпускает им завод. Поэтому нужно контролировать нефтегигантов, - поделился своим мнением с ИА «НовостиВолгограда.ру» пассажирский автоперевозчик.

Гражданский активист Алексей Ульянов тоже не уверен, что контролирующие меры правительства серьезно повлияют на деятельность частных компаний, которые пытаются за счет внутреннего рынка компенсировать убытки, которые они несут, продавая у нас топливо, как они считают, дешево. В подтверждение своих слов он напомнил, что стоимость топлива в регионе продолжала расти и после объявления о договоренности правительства и нефтяных компаний заморозить цены.

- То, что меры будут приняты в виде контроля, верится с трудом, так как мы видим обратное. Цены растут только вверх, и перспектив на понижение пока нет. Я сегодня обратил внимание на то, что вели речь о контроле, о возможном принятии мер, чтобы цена не росла. Но никто не сказал, мы примем меры, чтобы топливо стало дешевле. Получается, нам всем дали понять, что цены на топливо останутся такими, какие они уже есть сейчас. Повышение экспортных пошлин на нефть, возможно, и остудит пыл топливных компаний, так как им придется огромные деньги терять, и тогда внутренний рынок им станет интересен. Но я не думаю, что будут приняты такие меры. Не дадут компаниям продавать в убыток. Ведь от этих пошлин государство получает определенный доход. Если экспорт уменьшится, то понятно, что страна тоже будет недополучать деньги в госбюджет, - предполагает Алексей Ульянов.

По мнению председателя профильного комитета Волгоградской областной Думы Дмитрия Калашникова, то, что сейчас предпринимает правительство, можно сравнить с экстренными мерами. Но ситуация на рынке топлива – не сиюминутно возникшая проблема. Ее решение требует более серьезного подхода.

- То, что прозвучало сегодня в ходе «Прямой линии» из уст вице-премьера Дмитрия Козака – договоренность о заморозке цен, еженедельный мониторинг – это оперативная реакция на ситуацию. А здесь нужны системные меры. И главной, по моему мнению, должно быть внесение изменений в Налоговый кодекс, которые бы привязывали ставку экспортной пошлины к мировым ценам на нефть, то есть ввести такой же плавающий курс, как и на валютном рынке, к примеру. Формирование таких гибких механизмов позволило бы защитить собственный рынок, – считает Дмитрий Калашников, председатель комитета по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству Волгоградской областной Думы.

#Экономика #Новости #Станислав Лопатин #Волгоградская область #Владимир Путин #Правительство РФ #Цены на бензин
Подпишитесь