Сергей Катырин: рынку беспилотников в России требуются ясные правила игры

31 мая 2018, 09:04
Сегодня квадрокоптеры уже почти никому не в диковинку. И если простейшие дроны-игрушки массово используются для развлечения, то более серьезные аппараты, которые могли бы применяться в разных сферах бизнеса, пока не получили широкого распространения в России.

Сколько россияне приобретают легких роторных коптеров, сосчитать трудно. А вот беспилотных летательных аппаратов среднего класса официально зарегистрировано всего около двух с половиной тысяч, сообщает канал РБК/Бизнес-вектор.

Рынок беспилотных авиационных систем в России пока точно оценить нельзя. Но, как считают его участники, он не превышает 10 миллиардов рублей в год.

Примерно миллиард рублей в 2017 году россияне потратили на легкие дроны. Две трети этой суммы ушли популярному китайскому производителю – компании DJI. На полтора миллиарда были приобретены машины в средней весовой категории. Остальную часть рынка составили услуги, которые оказываются при помощи беспилотников. В основном интерес представляют данные, полученные коптерами в полете.

Рынок изменился кардинально. За последние два года у нас количество исследуемых объектов, если брать квадратные километры лесов и земельных участков, протяженность газо- и нефтепроводов, увеличилось в десять раз. В восемь раз увеличилось количество разрешений на полеты. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Сегодня в России появились десятки компаний, выпускающих беспилотники для профессиональных целей, которые хоть и с трудом, но вытесняют с рынка израильскую и американскую продукцию.

Например, ижевская компания «Финко» делает электросамолеты, которые могут совершать полеты со скоростью до 120 километров в час, поднимать до 30 килограммов веса и находиться в воздухе до четырех часов.

«Стоимость комплекса для аэрофотосъемки составляет на базе модели С350 от полутора миллионов рублей. Стоимость аналогичного комплекса для видеонаблюдения из двух самолетов и набора полезных нагрузок, с шифрованием, с видеопередатчиками, с дополнительными функциями работы без системы спутниковой навигации – по визуальным ориентирам – составляет порядка 15-18 миллионов рублей», – рассказывает совладелец компании «Финко» Максим Шинкевич.

По собственным оценкам, компания обеспечивает треть закупок таких аппаратов в стране. И теперь здесь готовы предложить свой продукт силовикам.

В первую очередь, беспилотники требуются военным и спасателям. Первым – для разведки, вторым – для поисковых операций и определения масштабов пожара или наводнения.

ГУ МЧС по Волгоградской области использует беспилотники в надзорно- профилатической деятельности и рейдовых мероприятиях по выявлению нарушителей противопожарной безопасности. Дрон можно поднять над районом, где произошло задымление от костра, определить эпицентр и затем направить туда оперативную группу.

«Хорошо показали себя беспилотники во время паводка при мониторинге обстановки. Беспилотник обходится гораздо дешевле, чем вертолетные облеты. Причем он сразу фиксирует все на видео», – пояснили в региональном управлении МЧС.

Сегодня в распоряжении волгоградских спасателей находится несколько десятков беспилотников. Есть модели с тепловизорами, одна модель – самолетного типа.

Специализированные аппараты – дорогое удовольствие. Стоимость некоторых беспилотников доходит до пяти миллионов рублей. Фирмам, использующим их в коммерческих целях, приходится очень серьезно потрудится, чтобы окупить расходы.

Для этого в питерской компании «Авиароботы» набирают заказы по контролю дорожных работ и строительства, а также по таксации леса (работы по учету леса – прим. ред.). Здесь считают перспективным направлением и сбор данных о состоянии плодородных земель.

Но пока дроны фермерам не интересны. Ведь сегодня весь снятый беспилотником материал считается секретным. Его должны просмотреть спецслужбы. На проверку порой уходят недели.

Аграрию нужна моментально информация. Вот сегодня взошли посевы. Ему надо посмотреть, во-первых, как они взошли, во-вторых, есть ли там сорняки, нужно ли обрабатывать химикатами или это делать не стоит. Стоит ли это делать сегодня или лучше подождать какой-то срок. Конечно, эта тема секретности и рассекречивания она довольно сложные проблемы создает для тех, кто мог бы пользоваться.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

По данным Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, на сегодня 80% гражданского рынка услуг занимают картографирование и анализ крупных объектов. Поисково-спасательные работы - 18%. Оставшиеся 2% приходятся на сельское хозяйство.

Ожидается, что уже через два года лидирующие сегодня направления будут занимать лишь 30% рынка. Их обгонят сельское хозяйство, а также доставка грузов. Последний вариант использования коптеров собирается широко применять Почта России.

Правда, в апреле этого года в Улан-Удэ тестовый полет беспилотного почтальона был неудачным – дрон через несколько минут после запуска потерпел крушение, столкнувшись с домом. А должен был доставить двухкилограммовый груз в село, находящееся в 60 километрах от Улан-Удэ.

Но, как говорится, первый блин комом. Уже через неделю в Новгородской области питерская компания «Геоскан» успешно доставила посылку в дальнюю деревню на острове Войцы.

В 2017 году именно этой компании принадлежала четверть поставок на внутренний рынок беспилотников среднего класса. Это при том, что ежегодно их в России выпускается до 1000 штук. В компании на продажу таких дронов приходится 30% выручки. Остальное – сопутствующие компоненты и программное обеспечение.

В этом году «Геоскан» планирует произвести 300 средних машин и 2000 легких дронов, чтобы попробовать себя и в таком сегменте. Возможно, тогда российские потребители уже смогут сравнить отечественную продукцию и китайскую, которая царит на рынке.

«Я могу сказать по поводу российского аппарата. Я даже и в руках такого не держал, не видел. Поэтому брал хорошо зарекомендовавший себя иностранный бренд, который действительно все мои потребности в виде высококачественного видео и фото может удовлетворить», – говорит гражданский активист из Волгограда Алексей Ульянов.

Он рассказал, что приобретал квадрокоптер не только ради интересных и необычных съемок семейного отдыха, но и для того чтобы использовать его в своей общественной работе.

«У меня, как у общественного деятеля, бывают жалобы от людей о том, что какое-то предприятие сжигает или сливает отходы. Где – непонятно. А так фактически можно все увидеть. Поэтому квадрокоптер является средством, позволяющим зафиксировать нарушение и привлечь к ответственности виновного», – пояснил Алексей Ульянов.

Используя беспилотник, он пока руководствуется федеральными правилами эксплуатации воздушного пространства. Например, не поднимается выше 150 метров, не взлетает возле аэродромов, посадочных полос и, конечно, рядом с военными объектами или приравненными к ним.

Согласно российскому законодательству, с 5 июля 2017 года все ввезенные или произведенные на территории России беспилотные гражданские воздушные суда со взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат обязательному учету в порядке, установленном правительством РФ. Но до сих пор ни алгоритм регистрации квадрокоптеров, ни регламент их использования до сих пор не разработаны, отмечает Ульянов.

«В той же компании «ЗащитаИнфоТранс», созданной для учета дронов, можно услышать по телефону: «Извините, если вы звоните по регистрации квадрокоптера, то, так как не принят регламент согласно законодательному акту, регистрация не производится. Но вы можете оставить свои данные, и мы позже уведомим вас о возможности регистрации». Разумеется, пока существуют такие неясности, предприниматели, собирающиеся использовать дроны в своем бизнесе, откладывают их покупку. Возможно, в этом причина, что беспилотники еще не так широко распространены в России», – делает вывод волгоградский гражданский активист.

Для развития рынка беспилотников и привлечения в сегмент услуг новых игроков, правила полетов для микроавиации нужно упрощать, считают в Торгово-промышленной палате РФ.

Есть дорожная карта, утвержденная правительством, и по которой сейчас будет совершенствование процедур, в том числе в законодательном плане. К лету 2019 года, я полагаю, что будет вопрос решен по упрощению режима секретности, по упрощению процедур получения разрешения на полеты, сроков получения, сроки, на которые дается это разрешения.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

При том, что потенциальный спрос на беспилотники и на услуги с их применением большой, а отечественные производители готовы его полностью удовлетворить, этот рынок пока находится на низком старте. Все его участники ждут, когда будут предоставлены ясные правила игры.

#Станислав Лопатин #Видео #ТПП РФ #Аналитика #Сергей Катырин
Подпишитесь