Споры не утихают вот уже почти год после заявления Владимира Путина о том, что русский язык, являющийся государственным, должен знать каждый, а национальный изучать по желанию, пишут «Новые Известия».
Выступая на заседании совета по межнациональным отношениям в июле прошлого года, президент подчеркнул: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». Он отметил, что русский язык является «естественным духовным каркасом всей нашей многонациональной страны, его должен знать каждый».
В ходе проверок, проведенных Генпрокуратурой и Рособрнадзором, выявились факты изучения в школах национального языка в завышенных объемах. Причем в ущерб преподаванию русского языка
Было вынесено множество прокурорских представлений. Администрациям школ выдали методические указания по доведению объемов изучения русского языка до федеральных образовательных стандартов.
Прокуратура и Минобразования РФ отмечали в замечаниях, что указание со стороны администраций школ изучать только национальный язык нарушает права не владеющих им учеников на получение образования соответствующего уровня по месту проживания.
Нарушением закона признали и изучение национальных языков без письменного согласия родителей.
В ряде национальных республик, в первую очередь, Татарстане, проверки вызвали споры. Одни заявляли, что государственный язык республики никому не мешает. Другие высказывались против включения национального языка в обязательную школьную программу.
Около 3 тысяч родителей написали заявления об отказе от обязательного изучения татарского языка. Некоторые даже обратились в суд с миллионными исками за «насаждение» неродного для их детей языка.
Бурные обсуждения до сих пор продолжаются и в других национальных республиках Поволжья, в Якутии, на Алтае, в республиках Северного Кавказа.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году свыше 1,5 миллионов школьников изучает национальные языки. Больше всего таких учеников приходится на Республику Дагестан, Чечню, Башкирию и Татарстан.
Сейчас протестные волнения подогреваются в связи с готовящимися поправками в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», отменяющим право национальных субъектов страны вводить обязательное изучение своих государственных языков школьниками.
Согласно поручению президента, изучение национального языка должно быть добровольным. Но национальный язык должен быть в обязательной программе, его изучение ни в коем случае не должно носить факультативный характер. Это значит, что если есть намерение изучать, то возможность такого изучения должна быть обязательно гражданам предоставлена. Именно об этом законопроект, объяснил депутат Государственной Думы Андрей Исаев.
По его словам, в самом законопроекте не указано количество часов на изучение того или иного языка – это вопрос будет регулироваться подзаконными актами. Будет общеобразовательный стандарт, и будут стандарты, которые принимаются на уровне региона.
В рамках рабочей группы будут обобщены поступающие на сегодняшний день замечания и предложенные возможные пути дальнейшей корректировки законопроекта во втором чтении. Но ясность, как будет осуществляться эта корректировка, мы предполагаем, появится до первого чтения законопроекта, говорит Исаев.
«Для меня очень странно, что вопрос ставится сейчас. Общество становится всё более образованным в разных областях жизни. Совершенно очевидно, что любой язык - это свой алгоритм мышления, и чем больше алгоритмов мышления, тем интеллектуальность выше. У нас в стране 37 государственных национальных языков и 15 приравненных к ним. Интеллектуальное развитие начинается бурно в школе. Если мы хотим быть интеллектуальными, если мы хотим интеллектуально развиваться, то мы обязательно должны учить национальные языки. Это то, что нельзя убивать», - отмечает директор центра переводоведения РАО, доктор филологических наук Ирина Алексеева.
По ее мнению, идущие споры – они не о национальном равноправии вовсе, и рассуждать так – это вчерашний день. Сегодня размышлять надо о достоянии всемирной культуры, коим является каждый национальный язык. И каждый человек, кто знает национальный язык с детства – он есть тоже национальное достояние.