Как сообщает ИА «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на «Новые Известия», в дискуссии об актуальных винодельческих трендах приняли участие известные сомелье, производители алкоголя, маркетологи и IT-эксперты. Они отметили, что у российского вина в прошлом году появился потенциал для усиления позиций на местном рынке. Расходы населения на качественное отечественное вино начали расти, однако сейчас потребление снова идёт на спад. Аналитики объясняют этот процесс отсутствием рекламы: российские производители недавно на рынке и пока не разработали оптимальных стратегий продвижения своего товара, так что уступают зарубежным конкурентам, которых поддерживают крупные торговые сети.
Вместе с тем российские виноделы доказали, что их продукция способна соперничать с иностранными брендами. Сейчас на рынке присутствуют как крупные компании, занимающиеся производством вина с 2006-2007 годов, так и молодые фирмы, появившиеся в 2014 году — на волне присоединения Крыма и поиска инвестиционных возможностей из-за санкций.
Одна из проблем, с которой сталкиваются российские производители вина, — малая площадь виноградников. Сегодня она составляет всего 80 тысяч гектаров по всей стране; к 2025 году Минсельхоз рассчитывает увеличить этот показатель до 120 тысяч гектаров. Для сравнения, в СССР виноград выращивали на территории в 1,2 млн гектаров. Сейчас пальма первенства по площади виноградников принадлежит Испании, за ней следуют Китай и Франция, а Россия довольствуется девятнадцатым местом.
Другая трудность, которую предстоит преодолеть отечественным виноделам, связана с торговыми наценками. Крупные ритейлеры продают импортное вино с наценкой в 50%, а не в три раза, как раньше. В результате качественный зарубежный алкоголь стал доступнее массовому потребителю, который предпочитает его менее известным российским брендам. К тому же многие россияне «по старой памяти» отдают предпочтение грузинским и молдавским винам, сохранившим свою репутацию с советских времён. Как следствие, в прошлом году потребление российского вина сократилось на 13,5%.
— Мы часто сталкиваемся с предубеждениями и недоверием покупателей по отношению к российским винам. Эту ситуацию можно исправить только с помощью регулярных и доступных мероприятий, дегустаций, винных фестивалей, встреч с виноделами и опытными экспертами, организовывая туры на российские винодельни. Благодаря личному контакту с настоящими российскими винами и их создателями потребитель получает, в первую очередь, положительный эмоциональный заряд, информацию из первых рук и, чаще всего, поражается насколько далеко шагнуло вперёд российское виноделие за последние несколько лет, — говорит Елена Порман, руководитель проекта «Новое Русское Вино».
Третья проблема — отсутствие культуры потребления вина в России. Согласно опросам, 80% россиян считают этот напиток «просто алкоголем» и употребляют его, чтобы опьянеть (для сравнения, во Франции такого мнения придерживаются только 15% опрошенных). Популярностью пользуются дешёвые полусладкие сорта. С другой стороны, в стране мало-помалу формируется своя винная культура: в крупных городах открываются специализированные бары, а молодёжь всё чаще предпочитает хорошее вино водке или пиву.
У экспертов нет единого мнения по поводу качества отечественных вин. Одни считают, что местные производители не научились выпускать даже хорошее шампанское и по-прежнему «способны забить нижние полки супермаркетов таким продуктом, которым можно только запить котлету». Другие возражают, что сейчас по всему миру становятся всё популярнее экзотические и «национальные» алкогольные напитки, так что Россия имеет неплохие шансы занять на рынке соответствующую нишу. Так или иначе, претензии к качеству имеют под собой основания. В России по-прежнему активно применяется так называемый балк: технология, при которой из-за рубежа ввозится дешёвый винный материал, который потом разливается под российскими брендами или смешивается с местными сортами. В итоге при покупке «отечественного» продукта потребитель на самом деле может приобретать дешёвый и низкокачественный импорт.
Сложности у российских виноделов возникают и с брендированием. Продвижение продукции в этом сегменте — очень специфическое, оно должно опираться на эмоциональный отклик потенциального покупателя. Аналитики признают, что почти у всех отечественных вин «просто ужасные» этикетки, а производители редко проводят открытые дегустации, которые могли бы привлечь новых потребителей. Даже если в стране легализуют торговлю спиртным через Интернет, через пять лет уровень продаж российских вин вырастет всего на 10%.
Сейчас виноделы всеми силами пытаются привлечь к своим продуктам внимание молодёжи. В ход идут такие нетрадиционные средства, как мобильные приложения с советами по выбору вина к ужину и даже средства виртуальной реальности. Российским производителям отчаянно необходима собственная, уникальная стратегия продвижения — иначе им не одержать победу в конкурентной борьбе.