Василий Иванович, где вы сейчас, чем занимаетесь?
С одной стороны, я сейчас на заслуженном отдыхе. Но с другой стороны, даже на заслуженном отдыхе продолжаю работать. Я возглавляю волгоградское представительство крупной компании, которая связана с аграрным сектором. В прошлом году мы закончили проектирование системы мелиорации участка в полторы тысячи гектаров в одном из районов области. Подготовили документацию, прошли экспертизу, получили положительное заключение по энергетике и водоснабжению. Сейчас акционеры будут решать вопрос по финансированию работ. Участок предназначен под выращивание зерновых и овощных культур: кукурузы, проса овощей и картофеля. Хороший проект, на мой взгляд.
Еще по одному контракту я вел два логистических проекта, их тоже сейчас закончили. Они связаны с реализацией сельхозпродукции на Ближний Восток и в Среднюю Азию.
Помимо работы я сегодня особое внимание уделяю семье. Для меня это очень важно. Моя дочь в Москве заканчивает 11-ый класс. В этом году ей предстоит поступление в ВУЗ. И я ей активно стараюсь помогать.
А вы сами где живете в Москве или в Волгограде?
Я здесь, в Волгограде и еще в нескольких городах региона. При этом часто по служебным делам летаю в Москву.
Тяжело разрываться на два города?
Нет. Вы знаете, оба города дарят мне приятные эмоции. В Москве - семья, дочь. В Волгограде - дела и друзья. Я нахожу время быть в курсе всех региональных новостей, анализирую некоторые моменты, события, происходящие в нашей области. Мне это интересно, потому что я всю свою жизнь проработал в регионе. Я себя от команды управленцев никогда не отделял и до сих пор не отделяю. Радуюсь успехам. Если случаются какие-то промахи – пытаюсь всегда подсказывать.
Вы были вице-губернатором при четырех губернаторах Волгоградской области. Как можете оценить работу с каждым из них?
Естественно, все они люди были разные. Но цель у них была одна: управлять регионом и развивать его. С Николаем Максютой я проработал долгое время. Мы были с ним не только коллегами, но и друзьями. С Бровко были уже другие отношения и другие задачи. С Боженовым - третьи. С Бочаровым – четвертые.
У меня есть возможность сравнивать их стиль работы, их приоритеты, их управленческий потенциал. Причем сравниваю я их не просто как житель Волгограда, но и как подчиненный. И я вам скажу, что по результативности и эффективности работы Бочаров, на мой взгляд, на голову выше своих предшественников. Меня вряд ли можно заподозрить в какой-то ангажированности к нынешнему главе региона, поскольку именно он меня отправил в отставку. Так что я тут вполне объективен. Просто я сужу по тому, как меняется Волгоградская область и как к нам стали относится на федеральном уровне. Ведь раньше федералы наш регион не очень поддерживали. Да что говорить, многие в центре в открытую были против того или иного губернатора. Сейчас мы наблюдаем обратную картину. Сегодня многие министерства правительства России и профильные департаменты помогают Волгоградской области в решении ее проблем. У Бочарова сложились хорошие отношения с министрами. Я это утверждаю, потому что некоторых из них знаю лично.
Ну да, и приезд президента России в Волгоград 2 февраля, на юбилей Сталинградской победы, тоже о многом говорит, не так ли?
Президент относится к Волгограду, к Сталинграду с огромным почтением. Помните его знаменитую фразу: «Как нам без Сталинграда побеждать?» Его визит на 2 февраля – это, прежде всего, дань памяти всем погибшим защитникам Сталинграда и дань уважения подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Владимир Путин, по традиции, побывал на Мамаевом Кургане, встретился с ветеранами войны, посетил новый музей «Россия - моя история». Здесь губернатор лично ему продемонстрировал бронекатер, поднятый со дна Волги. Из их общения было видно, что у президента и Андрея Бочарова сложились хорошие рабочие отношения. Это как раз и является следствием того, что Волгоградская область наконец-то вышла из числа скандальных, проблемных регионов.
Это правда. Для Волгоградской области долгие годы был характерен так называемый конфликт элит. Всегда говорили, что его необходимо погасить, прекратить дрязги и распри. Бочарову удалось это или нет? Произошло ли реальное наведение порядка?
Дрязги можно заменить здоровой конкуренцией. Если рассмотреть эти дрязги с точки зрения конкуренции, то конкуренция еще никому не мешала ни в чем. Ни в политике, ни в бизнесе, ни в экономике.
Что касается Волгограда, то не секрет, что у нас всегда это было достаточно напряженно. На мой взгляд, Андрею Ивановичу удалось сблизить позиции. Кто-то свои амбиции умерил, кто-то стал больше слушать, чем говорить, а кто-то воспользовался и тем, и другим. Если смотреть в целом, то губернатору удалось навести порядок среди местных элит.
Тем не менее, нельзя сказать, что скандалов у нас совсем уж сейчас нет. Есть и отставки в коридорах власти, есть и критические статьи в СМИ о положении дел в тех или иных отраслях и сферах.
Ну, отставки – это нормальный рабочий процесс обновления команды. А насчет критики в СМИ могу сказать следующее. Конечно, критика должна быть. Конструктивная, как говорится, «чтобы карась не дремал». Но я иногда вижу любителей не столько критиковать, сколько шельмовать: просто так тыкать власти в грязь, кусать по привычке, даже когда есть за что похвалить, не замечать положительных перемен просто из принципиальной позиции редакции или отдельного журналиста. Все это, на мой взгляд, просто некрасиво. А порой даже откровенно смахивает на шантаж. Не будешь с нами считаться, продолжим тебя кошмарить.
Раз мы коснулись темы отставок, хотелось бы вспомнить и вашу собственную. Скажите, вы же написали вроде заявление по собственному желанию об увольнении с должности вице-губернатора. От кого все-таки исходила инициатива?
Что лукавить? Все мы понимаем, что чиновники такого ранга, как правило, сами не уходят. Конечно, я написал заявление сам. Но мне дали понять, что надо уйти. Тем более, я трезвомыслящий человек, долго проработавший в органах исполнительной власти. Неужто вы думаете, что я рассчитывал работать вечно?
То есть Вы были готовы к такому повороту событий?
Конечно, и так уже многие говорили – «политический долгожитель». Сказать, что это было ожидаемо – нет. Но и неожиданностью это для меня не стало. Приятно, что через неделю меня пригласили в администрацию. Бочаров поблагодарил за работу, пожал руку. Как говорится, расстались друзьями.
То есть обиды на Бочарова нет?
Никаких обид. Я всегда живу под девизом: «Обиделся, значит проиграл!». На тот момент у меня возраст был 62 года. Понятно, что надо было уступить дорогу молодым. Я проработал почти 2 года в этой команде. Задачи, поставленные передо мной, выполнял с полной отдачей.
Многие связывали Вашу отставку со скандальной ситуацией вокруг стадиона «Волгоград Арена». Вы начинали подготовку в ЧМ-2018 в Волгограде. В самом начале пути были сложности с проектом стадиона. Что тогда происходило? Готов ли Волгоград к столь крупному мероприятию сегодня?
Любая стройка, а тем более возведение такого сложного объекта, как стадион на 45 тысяч зрителей, имеет свои особенности. Тем более, что проект не типовой. А значит, были и определенные риски. Так и получилось, когда мы получили строительную документацию и приступили к работам, пришлось дополнительно 100 тысяч кубометров грунта изъять, потому что строители наткнулись на засыпанные землей резервуары старой, еще довоенной, нефтебазы. Представляете, это были гигантские емкости, в которых раньше хранили мазут и нефтепродукты. Здесь же строители обнаружили и огромное количество естественных оврагов. Они тоже были просто засыпаны землей.
Почему же тогда именно на этом месте решили строить стадион?
Когда в город приезжала комиссия FIFA для выбора площадки под будущий стадион, мы им предложили несколько вариантов: у подножия Мамаева кургана, Центральный стадион, площадку возле ВолГУ и другие. Когда комиссия посмотрела все участки, то пришла к единому мнению – строить стадион на месте старого. Во-первых, здесь выполнялось требование FIFA по площади участка в 22 гектара. Во-вторых, сыграла роль близость Волги и Мамаева кургана. В-третьих, плюсом стало и непосредственное соседство с Волгоградской физкультурной академией, позволяющее в дальнейшем говорить о создании спортивного кластера в городе.
А что касается отставания и неготовности, то отмечу, что когда губернатором стал Бочаров, Волгоград по темпам подготовки был на последнем месте среди городов-участников ЧМ-2018. А уже спустя всего 2 года мы прочно обосновались в середине списка.
Сегодня я убежден, что все будет сдано вовремя. Застройщик стадиона – это очень мощная компания. Насколько можно наблюдать со стороны, практически все строительно-монтажные работы завершены, идёт финальная отделка. Даже забор уже демонтировали. Стало заметно, как стадион отлично вписался в окружающий ландшафт. Мы видим прекрасные формы всего сооружения. Когда будет завершено и окружающее благоустройство, я уверен, это будет один из лучших объектов в городе Волгограде.
Василий Иванович, а в целом, на ваш взгляд, Волгоград сегодня готов принять гостей и участников Чемпионата мира по футболу, до которого осталось буквально несколько месяцев?
Я думаю, да. Прогресс в городе на лицо! Изменения заметны и жителям, и туристам. Построены новые отели, отремонтированы дороги. Для нашего вытянутого вдоль Волги города транспортные артерии – это все. Губернатору удалось завести в регион очень большие деньги на дорожный ремонт. А городская власть наладила контроль за их эффективным использованием. В Волгограде за 2 года привели в порядок, а по факту - восстановили все основные городские магистрали. Деньги на ремонт дорог были выделены, кстати, не только областному центру, но и другим городам и районам. Между прочим, и на этот год на финансирование дорожного ремонта, как бы нас не пытались разуверить в этом досужие доброхоты, региону выделили 1 млрд рублей, и еще 1 млрд на благоустройство. Это очень солидные суммы.
Что изменилось помимо дорог? Аэропорт, вокзал и вокзальная площадь, улицы и скверы. Начали уделять внимание паркам, зонам отдыха, а также дворовым территориям. Ведь порядок должен быть не только снаружи, но и внутри.
Кстати, хоть это и не относится к ЧМ-2018, но не могу не отметить восстановление городского Детско-юношеского центра! Андрей Бочаров, я считаю, правильно сделал, что настоял на срочном ремонте ДЮЦ. При этом он лично и ход работ контролировал. Только после его вмешательства дело сдвинулось, и уже буквально в ближайшее время центр будет введен в эксплуатацию. Это очень важное событие для Волгограда. В свое время в ДЮЦ занималось более пяти тысяч детей. Я думаю, сейчас будет не меньше. Он очень нужен нашим детям. Процесс восстановления подобных объектов очень хорошо характеризует городские и региональные власти.
А куда еще, по вашему мнению, властям стоит приложить усилия сегодня? Вы, как опытный управленец, какие бы назвали точки роста Волгограда и региона в целом?
Это, в первую очередь, развитие производства. Будь это крупная промышленость, будь это сельское хозяйстве, будь это легкая промышленность.
Да, но как региональные власти могут влиять на развитие промышленности? Ведь все заводы находятся в частной собственности.
Все верно. У любого предприятия есть акционеры. А если взять закон «Об акционерных обществах», то чиновникам любого ранга запрещено вмешиваться в коммерческую деятельность акционерных обществ. Но мы можем их стимулировать местными налоговыми послаблениями, помогать с продвижением их продукции или совместно искать выходы из кризисных ситуаций. Правда, нужно учитывать, что последнее слово всегда остается за хозяевами заводов.
Показательный пример – ситуация на ВЗБТ. Завод сейчас стоит. А началось все во времена Боженова. Сейчас уже это можно говорить. Я лично встречался с руководством структуры «Газпрома», мы договаривались о продаже ВЗБТ. Главный акционер этого завода (без фамилий. - Прим. ред.) дал предварительное согласие на приобретение завода, уже практически сделка состоялась. Если бы завод ушел под «Газпром», мы бы сейчас вообще проблем не знали. Сейчас бы он прекрасно продолжал выпускать очень востребованные буровые вышки. Но в последний момент акционер ВЗБТ передумал и продал завод другому собственнику. В результате уже три года этот завод не работает, стоит.
На «Красном Октябре», по-моему, тоже показательная ситуация с политикой собственников завода.
«Красный Октябрь» – серьезный завод. Находится практически в самом центре. Ему уже скоро будет сто двадцать лет. Когда-то это было градообразующее предприятие, здесь работало около 12 000 человек. Сегодня - примерно 5 000 человек. «Красный Октябрь» выпускает специальные легированные стали и вместе со Златоустским заводом держит 72% рынка этой продукции. Но есть существенные долги по налогам, есть проблемы экологического характера. Но я уверен, что решение будет найдено. Потерять завод - это будет очень болезненно. Да, оборудование очень старое. И, если сейчас завод остановишь – его запустить будет очень сложно. Так что все проблемы нужно решать «по живому». Чем, собственно, и занимаются сегодня как на региональном, так и на федеральном уровнях. В ближайшее время все эти лихорадки на заводе должны закончиться. Там много проблем, но они все решаемые.
Василий Иванович, у вас очень большой опыт работы и в исполнительной власти, и в законотворческой, и просто в организационной деятельности. У вас нет желания на благо области поработать еще как-то? Может быть, не в органах власти уже, а в каких-то общественных институтах.
Я сейчас на общественных началах в своем любимом институте – бывшем инженерно-строительном - являюсь председателем ГЭК. Это для меня вот такая общественная нагрузка. В последнее время просто на улице часто встречаю очень много знакомых. В меру своей возможности стараюсь помогать, консультирую по многим вопросам. Вместе с моим другом – Олегом Васильевичем Иншаковым планировали создать общественный консультативный совет. Но, к сожалению, его преждевременная смерть прервала эти планы.
А у вас ни разу не возникало мысли написать книгу о своей жизни, о Волгограде, о регионе, о губернаторах? Может, так и назвать ее – «Мемуары политического долгожителя»?
Зрею к этому. Хочется сесть, набросать. Мысли такие есть. Думаю, что скоро соберусь окончательно.
Василий Иванович, спасибо вам за интервью. В конце хочу поздравить вас с днем рождения и пожелать вам только успехов на любом поприще, за что бы вы ни брались.
Спасибо!