Posted 14 декабря 2017,, 14:24

Published 14 декабря 2017,, 14:24

Modified 17 октября 2022,, 05:49

Updated 17 октября 2022,, 05:49

Российские законодатели собрались обыграть казино

14 декабря 2017, 14:24
Новые законодательные инициативы угрожают поставить под сомнение существование игорного бизнеса в России. Из-за изменений налогового режима немногочисленные легальные казино в стране могут ожидать нелёгкие времена.

Как сообщает ИА «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на портал «ВостокМедиа», новый налоговый режим предполагает взимание налога с суммы выигрыша — а это значит, что легальные азартные игры станут менее привлекательными для гостей казино. Отток клиентов из игорных зон в Краснодарском крае, на Алтае, в Приморье и Калининградской области может привести к кризису и сказаться на туристическом потенциале регионов.

Спорные законодательные инициативы в отношении казино предлагались и ранее, однако президент Владимир Путин их не поддерживал, поскольку не хотел лишать отрасль инвестиций. Однако сейчас, кажется, игроки на этом рынке остались без протекции на федеральном уровне.

О грядущих переменах представители игорного бизнеса узнали в октябре, когда правительство РФ предложило вдвое увеличить налоговые ставки в этой сфере. В перспективе, возможно, налоговая нагрузка на легальные казино возрастёт десятикратно. Инициаторы поправок ссылались на отсутствие индексации налогов для игорного бизнеса с 2004 года и на помощь региональным бюджетам, куда пойдут дополнительные доходы.

Само по себе предложение было хоть и неприятным, но относительно приемлемым для участников рынка: объёмы прибыли в принципе позволили бы им расплачиваться с государством, оставаясь при этом «на плаву». Однако другое предложение правительства оказалось для представителей бизнеса гораздо более пугающим. Законотворцы решили ввести налоговые отчисления с сумм выигрыша в размере 13% для россиян и 30% — для граждан иностранных государств. Именно эта инициатива и вызвала особенно бурное негодование. По мнению игроков «азартного» рынка, налог на выигрыш поставит российские казино в заведомо уязвимое положение по сравнению с конкурентами. В таких странах, как Южная Корея, Вьетнам, Сингапур и так далее, — а именно государства Юго-Восточной Азии сейчас активнее всего соревнуются с молодыми российскими игорными зонами за богатых туристов, — клиентам казино налоги платить не приходится. Нет никаких гарантий, что из-за изменений в законодательстве любители азартных игр, которые лишь недавно начали стекаться в Россию и оставлять здесь часть своих сбережений, не отдадут предпочтение Камбодже или Макао.

На самом деле, по словам представителей игорного бизнеса, издержки казино и их клиентов окажутся ещё выше. К примеру, зарубежным туристам придётся отдать государству не только 30% от суммы выигрыша, но и потерять 3-7% суммы за счёт комиссий при обмене валюты. Что касается игорных домов, то их фактически поставят в положение налоговых агентов, администрирующих НДФЛ (то же самое касается и отелей в регионах, где утверждён курортный сбор). Это приведёт к дополнительным затратам на подготовку отчётности, перепрограммирование игровых автоматов и так далее. Соблюдение всех законодательных новшеств влетит казино в копеечку, и не факт, что все они смогут оперативно «отыграть» расходы. Особенно пугающей такая перспектива представляется зарубежным инвесторам.

Естественно, что такая практика (исполнение роли налогового агента) для иностранных инвесторов является не общепринятой и в целом не укладывается в их привычном представлении о ведении игорной деятельности. Безусловно, целесообразно было бы учитывать мнение участников индустрии перед тем, как вводить подобные правила, — указывают представители Корпорации развития Приморского края.

При формировании законодательной базы, отмечают в корпорации, необходимо обеспечить инвесторам возможность спокойно и с комфортом реализовывать свои проекты, а также предотвратить попытки налогоплательщиков уклониться от обязательств.

Игорная деятельность за пределами специально определённых зон (кроме букмекерских контор, тотализаторов и лотерей) запрещена в России с 2009 года. Сегодня в стране действуют пять «резерваций», где казино работают официально: они расположены в Калининградской области, Краснодарском крае, Алтайском крае и Приморском крае. В общей сложности у них немногим более десятка резидентов, некоторые из которых принадлежат иностранным бизнес-структурам. Есть проект по созданию игорной зоны в Крыму, однако он пока находится на стадии обсуждения. Развитие «легальных» зон шло медленно и ускорилось только в 2015-2017 годах — поэтому предложение об ужесточении налоговой нагрузки именно сейчас, когда они наконец начали привлекать резидентов, выглядит несвоевременным.

По мнению аналитиков, открытие игорных зон на Алтае и в Калининградской области обеспечило дополнительный приток приезжих в эти регионы и помогло стимулировать внутренний туризм: российские любители игр на деньги стали посещать местные казино и тем самым поддерживать экономику. Одновременно увеличился приток гостей из-за рубежа: падение курса рубля привело к удешевлению туристических услуг, из-за чего ездить в Россию «поиграть» стало просто и выгодно. Сыграло свою роль и упрощение визового режима с Китаем: туристы из Поднебесной сейчас составляют основную часть клиентов игорной зоны в Приморье.

Желание пополнить бюджет — конечно, дело хорошее, но оно должно как-то соотноситься с разумностью и экономическим расчётом. Потому что если наша приморская игорная зона сориентирована на азиатских игроков, то в плане сервиса и роскоши Макао, конечно, пока лучше. Так что такие решения должны быть выверены экономически, прежде всего. А если у нас в Приморье и условия по налогам окажутся непривлекательными, то к нам никто не приедет, и наши проекты будут обречены на провал, — говорит Виталий Гуменюк, председатель приморского отделения общественной организации «ОПОРА России».

По сведениям из открытых источников, игорный бизнес — дело весьма прибыльное: его рентабельность составляет в среднем порядка 10%. Но для открытия казино уже необходимы солидные средства — счёт идёт на миллиарды рублей. Так, игорные дома в Алтайском крае и на Кубани обошлись инвесторам в суммы от 1 млрд до 2,4 млрд рублей, а в Приморье резиденты вложили в открытие казино в общей сложности порядка 108 млрд рублей. К тому же игорному бизнесу требуются кадры — например, в приморской зоне планировалось создать 20 тысяч новых рабочих мест.

Далеко идущие планы инвесторов принимались задолго до того, как правительство объявило о введении налога на выигрыш. Соответственно, владельцы казино ориентировались на увеличение туристического потока и не предполагали, что в ближайшее время лишатся конкурентных преимуществ. Среднестатистический любитель азартных игр из Китая при выборе между Сингапуром и Владивостоком, скорее всего, предпочтёт первый вариант, а с учётом налога на выигрыш возможность «слетать поиграть» в Россию даже не будет рассматривать. То же самое касается и европейских туристов в Калининградской области.

Представители игорного бизнеса, работающие в Приморье, уже выступили с критикой нового законопроекта. Они подчеркнули, что настроены на диалог с властями и «готовы предложить своё видение по корректировкам, основанным на передовых практиках законодательного регулирования».

Сомнения в целесообразности введения налога на выигрыш высказывают и представители деловых кругов, не связанные напрямую с отраслью азартных игр. По их мнению, увеличение налоговой нагрузки для казино может пойти вразрез с политикой «восточного вектора» по развитию сотрудничества России с азиатскими странами.

Такие решения могут потребовать корректировки, если их результат войдёт в противоречие с философией такой государственной политики и будет тормозить развитие региональной экономики и внешнеэкономической деятельности. Тут много будет зависать от заинтересованных федеральных и региональных органов власти, — считает Алексей Тимченко, председатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» в Приморском крае.

Так или иначе, пока власти не вмешиваются в ситуацию, и представителям игорного бизнеса остаётся лишь подсчитывать вероятные убытки, — а заодно прикидывать, не проще ли им попросту перенести своё дело за пределы России.

"