Posted 4 декабря 2017, 08:00
Published 4 декабря 2017, 08:00
Modified 17 октября 2022, 05:47
Updated 17 октября 2022, 05:47
Волгоград – один из самых протяженных городов мира. К сожалению, этот рекорд никак не сказался на его транспортном благополучии. И если раньше эти проблемы не были такими острыми, то сегодня картина резко изменилась. В последние два года город то и дело сотрясают «профильные» скандалы: исчезают привычные троллейбусные маршруты, улицы без всякого публичного обсуждения вдруг «освобождаются» от необходимых волгоградцам маршруток, беспредельничают эвакуаторы, неожиданно меняются схемы движения.
Задать волнующие всех горожан «транспортные» вопросы мы решили наиболее осведомленному в них человеку. Армен Оганесян - председатель Волгоградского регионального отделения «Движения автомобилистов России», член областного штаба Общероссийского Народного фронта, региональный координатор федерального проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», известный в Волгограде активист по защите прав участников дорожного движения.
Армен Карленович, транспортная схема Волгограда в 2017 году претерпела серьезные изменения. В частности, выделенные полосы для общественного транспорта появились на проспектах Ленина и Жукова. Жители города жалуются, что заметно сократилось число мест для остановки автомобилей на этих магистралях. Также без пересечения выделенных полос стало невозможно подъехать ко многим учреждениям, банкам, магазинам и попасть в жилые кварталы. Как вы оцениваете эти новации?
Начнем с того, что комплексной транспортной схемы как таковой просто нет. Мы ее так и не увидели, несмотря на то, что на всех углах твердят - такая схема в Волгоградской агломерации существует. Но, видите ли, те квадратики, стрелочки и треугольнички, которые нам показали на презентации, комплексной транспортной схемой не являются. На самом деле это очень серьёзный документ, который создается на многих уровнях с учетом всех нюансов и текущего момента и с прицелом на будущее. Что касается выделенных полос для общественного транспорта - это неплохо, потому что теперь он имеет возможность следовать по определенному участку дороги и не мешать другим автомобилистам. Таким образом расписание движения общественного транспорта должно соответствовать установленному графику, то есть времени прибытия и отбытия с остановок. Вот, собственно, и все положительные моменты. Теперь об отрицательных. Делая выделенные полосы, власти, по всей видимости, «забыли», что у нас по всей длине проспектов Ленина и Жукова на первых этажах зданий очень много офисов, учреждений, банков, поликлиник, магазинов и прочих мест, куда идут людские потоки. Думаю, что организация выделенных полос была бы гораздо эффективнее и удобнее, если бы наша мэрия взяла пример с той же Европы. Огромных широких тротуаров там нет, вместо них европейцы делают «карманы», огораживая растущие в них деревья специальными бордюрами. Остальное уличное пространство - это асфальт либо брусчатка, на которых могут свободно парковаться машины. Я уверен, что если бы наши власти использовали этот простой подход, можно было бы быстро решить проблему с уличными парковками, в том числе на магистралях с выделенными полосами для общественного транспорта. Более того, можно было бы обратиться с такой просьбой к малому бизнесу, коммерческим учреждениям - они могли бы помочь обустроить такие локальные парковки. Они должны быть небольшими, чтобы принимать тех, кто приезжает туда по своим делам. Пока этого не сделано, и вопрос стоит очень остро - оставленные на дороге автомобили просто увозят эвакуаторы. Никакого научного или практического обоснования всей этой темы я не вижу, хотя власти утверждают, что всё это делается на основе серьезных программ. Но давайте помнить, что новое - это хорошо забытое старое. И чтобы создать хорошие транспортные схемы и качественно обслуживать пассажиров, можно и нужно взять пример с тех российских регионов, где это уже сделано. Нам всё время твердят, что надо очистить дороги от маршруток. Да не вопрос, но давайте сначала развивать муниципальный транспорт! Например, в Казани этой проблемы не существует уже 7 лет. Там повсюду работают исключительно муниципальные автобусы большой, средней и малой вместимости. И жалоб на них в Казани нет, и расписание соблюдается четко. Подчеркиваю, это транспорт именно муниципальный, а не такой, как в Волгограде - когда неизвестно откуда взявшиеся люди вдруг начинают «гнуть пальцы» и диктовать нашему городу свои условия. Конечно, это создает большие неудобства для волгоградцев и никак не может называться нормальной транспортной схемой.
Новая схема движения через Самарский разъезд появилась в Волгограде недавно. Ваше мнение об удобстве этой схемы для автомобилистов? Водители сетуют, что пробки с Самарского разъезда «переехали» на улицы Качинцев, Джаныбековскую и Хорошева, а на выезде с шоссе Авиаторов так и не установлен дополнительный светофор.
Думаю, что сейчас транспортные потоки на Самарском очень хорошо разведены. Но это действительно привело к заторам на других перекрестках, особенно на улице Качинцев. Ничего не мешает нашим ученым и специалистам доработать эту схему и предложить варианты решения вновь появившихся проблем. Уверен, у нас в городе найдутся светлые головы, которые с учетом мировой практики и аналогичных ситуаций в других городах могут создать модели наших дорожных перспектив и принять правильное решение. Это лишь вопрос времени и правильной регулировки светофорных секций. Что касается дополнительного светофора на шоссе Авиаторов, я считаю, что через каждые 20 метров смысла ставить светофоры нет, это будет излишний дубляж. Надо просто соблюдать знаки, разметку, рядность и быть внимательным на дороге.
Как вы оцениваете сроки и качество реконструкции шоссе Авиаторов?
Судя по темпам работ, новый подрядчик по срокам вполне успеет вскоре все закончить, хотя идет с небольшим опозданием. А вот по качеству вопросы уже есть. О том, насколько хорошей будет эта дорога, мы сможем судить только через год-два. Выступая недавно на региональной конференции ОНФ, я сказал, что наши дороги сделаны максимум на два-три года. Очень хотел бы ошибиться и публично извиниться перед всеми, что высказал такую грустную и «крамольную» мысль. Но у нас часто нарушаются все требования и стандарты, асфальт кладут в любую погоду, не устраняют недостатки сразу. Могу еще долго перечислять результаты дорожных инспекций ОНФ и наши претензии дорожникам, но главное вот в чем: надо понимать, ребята, что у нас такой «лафы» каждый год не будет. После 2018 года по финансированию дорожной отрасли мы рискуем получить комбинацию из трех пальцев, тут уже будет не до хорошего асфальта! Сохранить бы то, что имеем. И поэтому сейчас надо делать все максимально качественно, чтобы наши дороги снова не стали направлениями.
Проблема остановки и парковки личного автотранспорта в Волгограде очень остра, особенно в центре города. Бесплатных муниципальных стоянок, обещанных властями, нет. Каковы, на ваш взгляд, пути решения этой проблемы?
Да, в этом плане я скорее пессимист и усилий властей по устройству муниципальных парковок не вижу. Слышал, что в Волгограде хотят создать очередное частно-государственное партнерство и построить коммерческие парковки. По-моему, это просто аморально - пообещать горожанам бесплатные стоянки и тут же предлагать платные. Реально же сделать несколько перехватывающих парковок, как в нашем городе-спутнике Волжском? Их там уже несколько, и стоит такая парковка всего 30 рублей. Но никто этим не занимается, потому что цель другая – снова залезть в карман к людям. Волгоград - столица региона, но получается, что в небольшом Волжском намного больше порядка и с дорогами, и с парковками. Очевидно, это зависит от качества власти и управления городом. Если бы наши чиновники заглядывали чуть дальше вперед, они бы понимали, что муниципальные парковки — это прежде всего копейка в городской бюджет. Устройство парковок предполагает очень небольшие вливания, но они дают постоянный и стабильный доход. Это даст возможность освободить от машин не только улицы, но и жилые кварталы, давно превратившиеся в безобразные стихийные стоянки. Ведь это звенья одной цепи. Как же можно решить проблему с перехватывающими парковками в центре, где машину поставить уже практически невозможно? Образно можно представить, что парковка появилась, например, в пойме реки Царицы на огромной и пока неиспользованной территории. От нее легко построить выходы в Центральный и Ворошиловский районы – и центр города быстро разгрузится от лишнего транспорта. Чтобы от людей что-то требовать, для них надо что-то сделать. И власть наша существует для того, чтобы работать на горожан, а не наоборот. Но реальность совершенно другая. И она в корне противоречит тому, чего требует наш национальный лидер Путин: ставить интересы людей выше интересов организаций и чиновников.
Волгоградцы массово жалуются на недостаток общественного транспорта и его перегруженность в часы пик. Но власти продолжают убирать с улиц удобные людям маршруты. Можно ли, на ваш взгляд, наладить диалог между горожанами и мэрией для выхода из этого тупика?
Я считаю, что мэрия поступила очень неправильно, вопрос о маршрутках надо было поднимать год назад. Следовало пригласить всех владельцев и сказать: «Уважаемые, через год мы планируем запретить использование на дорогах «убитых» газелей, изменить ваши маршруты и в законодательном порядке определить на территории Волгограда конкретные типы транспортных средств для перевозки людей. Идите, думайте и делайте все, чтобы через год вы были готовы играть по новым правилам». Я вас уверяю: большинство предпринимателей пошли бы на то, чтобы взять кредиты, купить соответствующие требованиям автобусы и надлежащим образом их оборудовать. И эти маршруты спокойно бы работали, комфортно перевозили бы людей, принося прибыть не только владельцам, но и городскому бюджету в виде налогов, рабочих мест и социальных программ. Как любит говорить наш губернатор, это было бы комплексное движение вперед. Но вместо этого в Волгоград были приглашены непонятные люди типа господина Веркина, бывшего чиновника мэрии, отвечавшего за общественный транспорт. Как недавно выяснилось, с треском уволенный Веркин был банальным «стрелочником», на которого по нашей недоброй традиции свалили все профильные проблемы. Мы не раз говорили Веркину о необходимости организации качественной транспортной схемы, на что он отвечал: «Ну я же не могу заставить бизнесменов работать себе в убыток!» Тогда вопрос: а кто в городе обязан обеспечить конституционное право гражданина на свободу перемещения и транспортное обслуживание?.. Почему бизнесмен, который получает прибыль по многим направлениям, не может по одному-двум маршрутам работать в «ноль», выполняя заказ администрации и не нагнетая социальную напряженность? Ведь в преддверии выборов Президента России это особенно актуально! Сейчас, к счастью, на это сложное хозяйство пришел новый вице-мэр - Разумный Сергей Анатольевич. Мы с ним долго общались, и могу сказать, что он соответствует своей фамилии как действительно разумный, грамотный руководитель с серьезным опытом организации транспорта в Московской области. У меня сложилось впечатление, что он четко понимает задачи и видит цели, которые перед ним поставлены. Он считает, что организовать комплексную транспортную инфраструктуру надо таким образом, чтобы пассажиры были довольны, чтобы система работала четко, чтобы не было пробок и все волгоградцы могли вовремя добраться до нужной точки. Вот такой подход и нужен вместо того, чтобы привести в город иногороднюю компанию и сказать маршрутчикам: через месяц мы вас закрываем. Так в цивилизованном мире не поступают. Надо в обязательном порядке учитывать мнение граждан и бизнесменов, которые занимаются перевозками.
В какой мере ОНФ и другие общественные организации, которые вы представляете, могут помочь решить эти проблемы?
Над этой темой мы работаем все вместе: ОНФ, «Движение автомобилистов России», экспертная группа комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, активисты. Огромную помощь нам оказывает Вера Зубихина - руководитель Центра по испытаниям, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии. Она мой заместитель в рабочей группе регионального штаба ОНФ, и о квалификации Веры Александровны говорит один факт: только после ее подписи ввели в эксплуатацию трассу «Формулы- 1» в Сочи. Мы вместе проводим проверки дорожного покрытия, делаем вырубки, но главное - сообща думаем над тем, как улучшить нашу дорожную инфраструктуру и транспортную схему. Знаете, есть такая поговорка: умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Чтобы не оказаться в роли дурака, нам необходимо творчески использовать опыт специалистов, которые уже добились определенных успехов – например, той же Казани, о котором я уже говорил. ОНФ разработал рекомендации для мэрии и городской Думы, в которых, в частности, просит создать специализированную организацию по учету, ремонту и обслуживанию ливневых канализаций в Волгограде. Также мы считаем, что заказчики при проведении входного контроля проектной документации по ремонту и строительству дорог должны включать в состав комиссии представителей ОНФ. Аналогичное предложение поступило комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области. Надеюсь, наши активисты войдут также в городскую комиссию по отбору улиц и дорог для капремонта и в комиссию по синхронизации работ дорожных служб с учетом планов Концессий водоснабжения, теплоснабжения, газовых служб. Что же касается общей оценки ситуации с транспортным обслуживанием в Волгограде, она, на мой взгляд, такова: есть некоторые подвижки в отличие от прошлых лет, когда много говорилось, но ничего не делалось. Я бы поставил три балла с твердым плюсом из пяти возможных. Чтобы дотянуть до полноценной «пятерки», нужно строго соблюдать сроки и качество дорожного строительства и ремонта, иметь необходимые финансовые и кадровые резервы. Только в этом случае мы сможем смело утверждать: «Волгоград – город, в котором хочется жить!».
При участии активистов регионального штаба ОНФ в 2017 году на «Карте убитых дорог» Волгоградской области отмечено 614 участков автодорог. 570 км дорог находятся в ненормативном состоянии. В создании карты участвовали почти 20 тысяч волгоградцев. От общего числа дорог, отмеченных на карте, 29 дорог (4,7 %) отремонтировано, на 28 дорогах (4.6%) проведен ямочный ремонт, 24 дороги (8.8%) включены в план ремонта на 2018 год. Проведено 162 мероприятия (дорожные проверки, круглые столы, встречи с органами власти). Опубликовано 300 материалов в СМИ. В акциях ОНФ приняли участие 820 человек.