Posted 31 августа 2017, 14:25
Published 31 августа 2017, 14:25
Modified 17 октября 2022, 05:33
Updated 17 октября 2022, 05:33
Виталий Николаевич, Вы преподаете в школе с 1974 года. За это время изменилось ли восприятие Дня знаний, как праздника для учащихся и педработников?
Я думаю, что говорить о том, что приходит 1 сентября, и учитель в своей жизни как бы ничего не меняет, наверное, неправильно. Это по-прежнему волнительный день. В первую очередь, потому что встречаешься после летней разлуки с детьми, которых ты готов учить, прививать им доброе и вечное. Каждый раз и учителя, и ребята ждут, что новый год будет каким-то особенным. И именно перового сентября почти все школьники дают себе и окружающим обещание хорошо учиться. Ну, а учителя – хорошо учить.
Вы, конечно же, слышали, что в Госдуму внесли законопроект с предложением перенести День знаний на 1 октября. Как вы к этому относитесь?
Мне кажется, не нужно ничего менять. Это уже такая хорошая, счастливая страница для детей, что именно 1 сентября – день начала занятий и День знаний одновременно. И не имеет смысла дату переносить или сдвигать куда-то. Это устоявшийся традиционный праздник. Думаю, что законопроект любителей перемен не будет поддержан большинством депутатов.
Вы преподаете в школе 43 года и можете сравнивать советское образование с нынешним. Часто говорят, что раньше оно было более качественным. Согласны Вы с таким утверждением?
Наверное, есть смысл сказать, что образование было более интересным само по себе. Были очень интересные дети, которые тянулись к знаниям. В принципе, и теперь такие есть. Но сейчас ситуация такая, которую даже предположить не могли. Почему результаты в учебе еще более-менее нормальные? Потому что у нас поголовно дети занимаются с репетиторами. Такого никогда не было в советское время. На мой взгляд, примерно 60-70 процентов наших детей занимаются с репетиторами. Естественно, это получается индивидуальное обучение. Мне тоже приходится подрабатывать репетиторством, потому что, к сожалению, зарплата у нас невысокая. Конечно, результаты получаются отменные. У меня, например, в этом году дети, с которыми я занимался, получили на экзамене и 96 баллов, и 94 балла. Такие результаты, согласитесь, в обычной школе при обычных часах, которые выделяются, очень сложно получить.
В Минобрнауки нередко сетуют, что качество преподавания математики, физики и других наук ухудшается в школах. На Ваш взгляд, почему так происходит?
Образовательный спад наметился давным-давно. Действительно, в общеобразовательных школах сейчас очень сложно учить детей. Часть из них просто не верит в то, что знания играют какую-то роль и учатся абы как. И эта часть, к сожалению, не уменьшается, а ежегодно увеличивается. Выручают в какой-то мере лишь специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов, которые собирают детей заинтересованных, умных, интересных. Там, занимаясь с ними, еще чувствуешь отдачу.
Может быть, еще дело в современных учебниках, которые нередко сейчас критикуют за то, что подача материала в них никакая и не вызывает интереса у детей?
Совершенно верно. Особенно, что касается учебников по физике, это не поддается никакой логике. К сожалению, школы часто выбирают не очень удачные учебники, по которым вести достойное образование не предоставляется возможным. Например, хорошо зарекомендовал себя учебник физики Перышкина для 7-8-9-х классов. Он уже испытан временем. По Перышкину учился даже я когда-то. Это и повлияло на мою будущую профессию, поскольку такие учебники влюбляют в науку. Надо, чтобы у преподавателя был решающим голос, какой учебник выбрать. Чтобы ему не навязывали эти вот новые, которые, можно сказать, несопоставимы со старыми проверенными, качественными учебниками.
Но есть сейчас и позитивные изменения в образовании. Например, с этого учебного года вводится опять «Астрономия».
Я по профессии учитель физики и астрономии. Преподавал астрономию. Она может быть очень интересной в школе, когда проходят практические занятия, то есть непосредственно наблюдения за небесными телами. Но это, как правило, ночные занятия, и не каждая школа пойдет на это, да и родители чаще всего будут против. Если астрономия будет не только теоретическая, но и практическая, то есть с практическими занятиями, то это можно приветствовать. Ну, а если она будет просто теоретическая, то не думаю, что будет большая польза.
На Общероссийском родительском собрании глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева рекомендовала запретить ученикам пользоваться сотовыми телефонами во время уроков. Действительно ли это большая проблема для школ?
Ну, мобильные телефоны – это вообще такое явление, которое по всем направлениям для учителя просто беда. Для школьников это, конечно, здорово. Потому что информация с ответами на какие-то задания передается практически мгновенно по всему классу. Конечно, цена присвоенным знаниям никакая. Списанное не прибавляет ума. Поэтому я тоже за то, чтобы мобильные устройства и всевозможные гаджеты не использовались на уроках. Они должны быть изолированы от учеников.
Виталий Николаевич, сейчас все же в отличие от предыдущих десятилетий в школах стали появляться технические новинки, помогающие в образовательном процессе. Чего еще не хватает, если бы Вас спросили в Минобрнауки?
Именно этого технического оборудования и не хватает. Да, сейчас и приборы интересные есть, которые сегодня легко доступны, но, не знаю, по каким причинам, но стоят они весьма дорого. Вот я работаю в негосударственном образовательном учреждении, у нас есть возможность приобретать нужные приборы. Но они стоят недешево. Поэтому обычная школа будет затруднена в их приобретении. Да, это очень здорово - использовать во время учебного процесса интерактивные доски, компьютеры, телевидение. Но это пока не во всех школах есть.