Posted 24 августа 2017, 09:23

Published 24 августа 2017, 09:23

Modified 17 октября 2022, 05:27

Updated 17 октября 2022, 05:27

Огненный шторм на «золотой» земле

24 августа 2017, 09:23
В Волгограде сохранилось 150 особняков исторической застройки, которым грозит уничтожение.

Вся страна с ужасом и сочувствием уже несколько дней следит за трагическими событиями в Ростове-на-Дону. Страшный пожар в районе Театрального спуска рядом с главной площадью Ростова-на-Дону унес человеческую жизнь и уничтожил 118 домов в самом центре города. 650 жителей района эвакуировано, 9 человек госпитализировано, за медицинской помощью обратилось 58 человек. От огня удалось спасти более 500 зданий.

Руководитель регионального МЧС Валерий Синьков заявил, что основной версией считается «посторонний источник зажигания», занесенный в нежилой дом. Сначала горение проходило скрыто, и его никто не заметил. Но вскоре порывы ураганного ветра, так некстати обрушившегося на Ростов, в считанные минуты разнесли пламя по старой и очень плотной деревянной застройке, которая оказалась в эпицентре огненного шторма. В итоге площадь возгорания выросла до 10 тыс. кв м.

Среди пострадавших оказались старинные друзья моей семьи – Дмитрий Федорович и Екатерина Андреевна Смирновы (фамилия изменена), жившие в кирпичной двухэтажке у Театрального спуска. Им уже под 80, и они прожили в этом месте более 40 лет. Супруг крепится, а Екатерина Андреевна не может сдержать рыданий: «Мы все потеряли – жилье, документы, вещи. Когда полыхнуло, начали ведрами и шлангами заливать, но куда там – огонь стеной пошел…». Сейчас старики в доме у младшего сына, приходят в себя, потихоньку восстанавливают документы. Говорят, что погорельцам помогают все – и власти, и горожане, и даже незнакомые люди из других городов, предлагающие кров, заботу и поддержку.

Сейчас, когда пожар потушен и людям оказана первая помощь, все чаще звучат мнения, что причиной этой большой беды стал корыстный интерес потенциальных застройщиков и «черных» риэлторов к поистине золотой земле в самом сердце Ростова. За сотку земли собственникам предлагали от полутора до двух миллионов рублей, что в 4 раза выше кадастровой стоимости. И если в старом фонде квадратный метр жилья стоил 40-45 тысяч рублей, то в новостройке в столь престижном месте он потянул бы уже как минимум на 70 тысяч.

Жители квартала заметили, что с начала этого года активность скупщиков земли и жилья резко возросла. Не представляясь, эти люди ходили по домам и требовали продать им исторические метры под предлогом того, что «здесь все равно будут новые дома». У моих ростовских знакомцев эти крепкие парни тоже побывали. По рассказу стариков, владевших четырьмя сотками с огородиком возле дома, им предложили продать землю за 2,5 миллиона рублей, то есть практически по рыночной цене сотки. Смирновы отказались. Через полгода их дом сгорел…

Волгоград не так богат подобной исторической застройкой. В самых востребованных районах – Центральном и Ворошиловском – еще есть отдельные старые дома и маленькие кварталы, состоящие из бывших купеческих особнячков. Это районы улиц Волгодонской, Ленина, Островского, Баррикадной, Академической, Профсоюзной со всем известными домами из красного кирпича и полукруглыми входными арками. В районе Нижнего и Верхнего посёлков Баррикады сохранилась застройка 1914 – 1916 годов на улицах Пельше, Гурзуфская, Софийская.

Специалисты отмечают, что сохранность этих домов высока, и срок их жизни после ремонта можно продлить еще на 50-100 лет. Если привести исторические здания в божеский вид и благоустроить окружающие кварталы и дворы, они могли бы стать достойным внимания туристическим объектом.

Известный волгоградский краевед, автор уникальных экскурсий по Царицыну-Сталинграду-Волгограду Роман Шкода давно бьет тревогу по поводу состояния старой застройки.

- В отношении исторических домов существует реальная угроза, что на их месте что-то могут построить. У нас в городе есть ряд мест, на которые следует обратить самое пристальное внимание. Это, например, историческое здание по улице Невская, 1, которое построено в конце XIX - начале XX века и стоит в полуразрушенном состоянии. Вокруг него - много новостроек, и место это очень дорогое. Также могу назвать квартал исторических зданий на улице Клинской за гостиницей «Южная», дома по улице Балашовской. Все эти дома пребывают в плачевном состоянии и есть риск того, что на их территории под тем или иным предлогом начнут что-то строить.Роман Шкода, волгоградский краевед

Да, желающих снести эти памятники дореволюционной и предвоенной архитектуры и поставить на их месте серые бетонные коробки хватает.

Самый свежий пример - публичные слушания по вопросу застройки территории улиц Невской, Пархоменко, Болонина и Ткачева, прошедшие в начале августа. Здесь тоже сохранились особняки позапрошлого века и исторический ансамбль спорткомплекса «Динамо», которые находятся в ненадлежащем состоянии. Но это не помешало мэрии и проектной компании «Среда» предложить изменения на территории в 11 га, где расположены автовокзал и железнодорожный вокзал. Власти планируют построить здесь транспортно-пересадочный узел, гипер-молл и жилые дома. Правда, о сохранности объектов культурного наследия и создании зеленых зон проектировщики как-то не вспомнили…

Архитектор, специалист по проведению государственной историко-культурной экспертизы Галина Шипилова встревожена тем, что в общем проекте этой застройки находятся 6 объектов культурного наследия. По ее мнению, никто и не собирается сохранять объекты культурного наследия, которых в Волгограде очень мало по сравнению с другими регионами.

-У этих объектов должны быть зоны охраны, но их нет. Почему разрабатываются проекты планировки до утверждения зон охраны, мне непонятно. Я хочу спросить у власти – почему это никого не беспокоит.Галина Шипилова, архитектор, специалист по проведению государственной историко-культурной экспертизы

Еще один неравнодушный человек – председатель совета Волгоградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников неоднократно напоминал чиновникам всех уровней, что в Волгограде осталось всего 150 царицынских зданий и что их может постичь самая незавидная судьба.

Но эти крики о помощи никто не слышит. Вместо заботы о памятниках городской архитектуры мэрия присылает на очередные публичные слушания очередных сотрудников районных администраций и бюджетных учреждений, лица которых давно примелькались на подобных мероприятиях. Это они кричат «Ну все, хватит об истории, ставим вопрос на голосование!» и дружно поднимают руки за «идеи» своего непосредственного начальства. Итог августовских слушаний в этом смысле было предсказать нетрудно: 345 человек проголосовали за предложение властей, и только 32 – против.

Конечно, раболепные участники публичных слушаний в Волгограде – не те крепкие парни, которые без приглашения навещали жителей сгоревшего ростовского квартала. Конечно, остается только радоваться, что в нашем городе пока не полыхают пожарища на «золотой» земле. Но последствия трагедии в Ростове должны заставить крепко задуматься тех, кто в ответе не только за человеческие жизни, но и за сохранение нашей с вами общей истории и культуры.

Подпишитесь