Власти Москвы ежегодно тратят более $200 млн из бюджета на «свои» СМИ

21 августа 2017, 15:51
Согласно опубликованному бюджету Москвы, медиасфера столицы обходится в 200 миллионов долларов ежегодно и делает столицу России рекордсменом мира по части затрат на СМИ. Деньги власти тратят на содержание и поддержку своих и «дружественных» источников.

Официальная статья расходов на СМИ действует в столице последние три года. Так, расходы за текущий год составили 12,1 миллиарда рублей или более 200 миллионов долларов, а в 2016 году - 16,6 миллиарда рублей. Чтобы проследить масштабы, необходимо ознакомиться с бюджетом Нью-Йорка в 2017 году. В соответствии с данными, общая сумма затрат на СМИ там – 60 миллионов долларов, что почти в четыре раза меньше. Вместе с тем, в Москве $200 миллионов не являются конечным показателем, а отражают только траты Департамента СМИ и рекламы. В бюджете столицы подобные статьи затрат на СМИ есть и у других подразделений мэрии, в итоге общая сумма трат доходит до 19,4 миллиарда рублей. Отмечается, что статистика аналогична расходам федерального бюджета на ВГТРК – 21,8 миллиарда рублей. Вот только представительства ВГТРК работают во всех регионах России, а сумма в 19,4 миллиарда рублей уходит на одни московские СМИ, пишет издание «Новые известия».

Помимо того, сумма, объявленная официальной, не отражает «теневых» расходов. Согласно подсчетам, каждый год на положительные статьи о работе московской мэрии, а также на размещение в СМИ полезной для мэрии информации уходит не менее 650 миллионов рублей.

Механизм «Яндекс.Новости» также работает для продвижения столичной администрации. Московские чиновники зарегистрировали сайты управ и префектур как СМИ, задействовав порталы для освещения позитивных событий о деятельности столичных властей в ключевых новостных списках. К примеру, посещение Сергеем Собяниным детского сада или приюта. А содержание и продвижение таких инфоплатформ осуществляется за счет кошельков жителей Москвы. Только за первое полугодие сумма составляет 417,6 миллиона рублей.

Москвичи также вынуждены оплачивать содержание основных получателей дотаций из столичного бюджета – телеканал ТВЦ и медиахолдинг «Москва Медиа». Тот же ТВЦ получает около 2,5-3 миллиардов рублей ежегодно и при этом имеет все льготы федерального канала.

Показатели эффективности и общей рентабельности дотационных СМИ – достаточно сомнительный факт. Так, рекламные доходы «Москва-медиа» гораздо меньше суммы, выделяемой им из бюджета мэрии в 4,5 миллиарда рублей. Для удивления поводов нет, поскольку в таблице ТНС «Среднесуточная доля телеканалов в Москве» телеканал «Москва-доверие» не прописан. В итоге, за пять лет вещания компания не преодолела порог даже в 1% московских телезрителей.

В 2011 году, когда мэрия покупала канал-банкрот «ТВ Столица» за 200 миллионов рублей, было обещано поднять его рейтинги в разы и вывести на мировой уровень. Здесь необходимо подчеркнуть, что сама сделка вызывает подозрения – несмотря на миллиардные долги, оплаченные мэрией, и доход в 87 миллионов рублей – экс-владельцам удалось продать канал за хорошую цену. Отмечено, что один из бывших владельцев Василий Кичеджи — экс-руководитель столичного департамента транспорта и связи, а еще ранее — заместитель полпреда президента в Центральном федеральном округе.

Журналисты издания также задаются вопросом, в чем смысл огромных затрат на малоэффективные СМИ, в то время как гораздо логичнее будет воспользоваться услугами PR-агентств для лоббирования интересов администрации столицы?

Аналитики в области медийного пространства подчеркивают, что ситуация на медиарынке крайне примитивна: освоить 20 миллиардов бюджетных рублей на рекламном рынке – невозможно, поскольку в российских СМИ нет необходимого количества рекламных площадок. Но содержание убыточных каналов в режиме «городской собственности» позволяет задействовать любые суммы, ссылаясь на содержание помещений, капремонт и съемки программ.

По информации издания, в 2010 году за политику московской мэрии в отношении СМИ взялся заместитель мэра по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко, руководивший ранее «Российской газетой», являющейся органом правительства РФ и обязанной публиковать официальные документы Белого дома. Поэтому Горбенко был тесно связан с правовым департаментом правительства России. В 2009 году данную структуру возглавляла Анастасия Ракова – один из самых близких соратников руководителя аппарата правительства Сергея Собянина.

Вместе с приходом Собянина в мэрию Москвы, Ракова, и Горбенко тут же получили руководящие должности. Также важным лицом в медийной сфере Москвы выступает и пресс-секретарь Собянина, занимающаяся освещением его деятельности, Гульнара Пенькова.

Характерная особенность всех вышеперечисленных фигур – антипубличность. Задать вопросы и получить интервью, касающееся деятельности этих представителей московской администрации, практически нереально. Они не стремятся завоевать симпатии москвичей возможно потому, что это не входит в сферу их задач.

#Общество #Новости
Подпишитесь