Posted 10 июля 2017, 09:26
Published 10 июля 2017, 09:26
Modified 17 октября 2022, 05:33
Updated 17 октября 2022, 05:33
К этому событию сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» при поддержке Волгоградского регионального отделения Российского военно-исторического общества подготовили целую серию мероприятий. Волгоградцы и гости города, которые пришли 8 июля в музей-панораму, познакомились с историей создания кругового полотна в ходе лекций, а в предпанорамном зале проводилась викторина на знание его сюжетных линий.
Особое место среди юбилейных мероприятий занял проекционный показ документального фильма, рассказывающий об этапах создания панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Демонстрация фильма проходила не в зале, а под открытом небом, поздним вечером. Опустившиеся на город сумерки, волжский свежий речной воздух, руины мельницы Гергардта - все это настраивало волгоградцев и гостей города, которые собрались на площадке перед ротондой музея-панорамы, на особый лад. Немного философский, торжественный, но главное, что было в сердцах – это благодарность. Благодарность тем героям, которые воевали и погибали ради того, чтобы их потомки могли вот так собраться вечером под мирным небом.
- Я в этом музее была десятки раз, и всегда с нетерпением ждала, когда мы поднимемся к полотну, - рассказывает Алина Верникова. – Оно уникально. Сочетание картины с предметами на первом плане производит неизгладимое впечатление - будто ты переносишься и оказываешься в этом сюжетном моменте панорамы. Ты становишься невольным свидетелем и чувствуешь боль раненых, страх юношей, решительность командиров.
Другой волгоградец, Олег Киликов, пришедший на проекционный просмотр в честь 35-летия открытия панорамы, вспоминает, какое впечатление произвела панорама на приехавших погостить родственников из Архангельска.
- Когда смотрели это произведение, то сделали несколько кругов. Моя тетя, потрясенная увиденным, мне тогда сказала: «Это сильная композиция. Я будто оказалась одновременно в нескольких местах, в нескольких боях. Только сейчас я поняла, как это было трудно, как это было страшно». Она все это говорила со слезами на глазах. Я скажу, что создать подобное произведение под силу только гениальным художникам. Самое главное, что на панораму можно смотреть несколько часов, по несколько раз в неделю и не надоест.
Документальный фильм, рассказывающий об истории создания панорамы, многих зрителей заставил взглянуть на известную им достопримечательность города-героя по-новому.
Так, замысел создания панорамы, посвященной Сталинградской битве, возник еще во время Великой Отечественной. В 1944 году комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект восстановления Сталинграда. В нём приняли участие не только профессиональные архитекторы, но и все желающие, и были присланы проекты с фронтов Великой Отечественной войны и даже из-за рубежа.
В декабре 1958 года было принято постановление о сооружении панорамы в Сталинграде. Проект был разработан под руководством народного архитектора СССР Вадима Масляева и главного конструктора Эрлена Темникова. Первый камень будущего здания был заложен 2 февраля 1968 года возле руин мельницы и Дома Павлова, хотя первоначально панораму планировалось разметить на Мамаевом кургане, в специально построенном для нее круглом зале, который теперь известен тысячам россиян как Зал Воинской Славы.
Работа над самим художественным полотном заняла несколько десятилетий. Художники столичной студии им. М. Б. Грекова, которые его создавали, зимой 1958 года приезжали в Сталинград и работали над эскизами в небольшом деревянном павильоне, специально построенном на вершине Мамаева кургана. Они произвели полную фотосъемку местности, изучили много документов, фотоматериалов, познакомились со свидетельствами участников битвы, историческими трудами, присутствовали на учениях войск Киевского военного округа под командованием В. И. Чуйкова. Консультировала грековцев группа военачальников – В.И. Чуйков, А.И. Еременко, Н.И. Крылов, Н.Н. Воронов. Мастера буквально жили этим проектом, в результате ставшим шедевром батального жанра.
Предварительный эскиз в треть натуральной величины был создан еще в 60-е годы. С 1980 года в течение двух лет велась работа по переносу изображения заключительного этапа Сталинградской битвы - событий 26 января 1943 года, когда в ходе боев на склонах Мамаева кургана соединились войска 21-й и 62-й армий Донского фронта - на холст площадью 2 тысячи квадратных метров и созданию предметного плана. Эта панорама стала самым крупным живописным полотном в России и единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.
Торжественное открытие панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» состоялось 8 июля 1982 года.
- Со времени открытия панорамы прошло несколько десятилетий, но ее значение со временем не просто не уменьшается, а еще больше возрастает, становится еще более ярким и актуальным, - считает директор музея-заповедника «Сталинградская битва», председатель Волгоградского регионального отделения Российского военно-исторического общества Алексей Васин. - Панорама «Сталинградская битва» никого не оставляет равнодушным: независимо от страны, возраста, жизненного опыта. Ее сила воздействия и изображение величия подвига не подвластны времени.