У волгоградцев скоростной трамвай тоже очень популярен - он позволяет без пробок добраться с севера города до центра и почти до Тулака. Подземные станции СТ оформлены не хуже некоторых столичных станций метро, к тому же летом здесь еще и прохладно.
Огорчают горожан только неработающие эскалаторы. Работающий - только на «Пионерской», а на других подземных станциях - «Площадь Ленина», «Комсомольская», «Профсоюзная» - уже долгое время эти автоматические лестницы стоят. И даже повышение цены проезда с начала 2017 года с 20 рублей до 25 не исправило ситуацию. Эскалаторы по-прежнему представляют собой статичный лестничный пролет, по которому пассажиры вынуждены подниматься пешочком.
Естественно, волгоградцы задаются вопросом — почему эскалаторы не работают и когда же изменится эта ситуация? ИА «НовостиВолгограда.ру» адресовало их МУП «Метроэлектротранс» и получило следующий официальный ответ:
- На «Площади Ленина» и «Комсомольская» установлены тоннельные эскалаторы ЭТ-5 1984 года выпуска. В последние годы они работали на пределе своих технических возможностей. Их обслуживание и ремонт стали затруднительны, а в некоторых ситуациях невозможными из-за отсутствия запчастей и элементов, отвечающих за безаварийную работу эскалаторов в автоматическом режиме. Данные комплектующие уже не выпускаются отечественной промышленностью, а запасы необходимых элементов на протяжении долгих лет на предприятии не пополнялись.
Действительно, прогресс не стоит на месте и эскалаторы 84-го года выпуска прошлого века — это уже почти анахронизм, достойный музея. Но не работает и относительно современная техника, установленная на второй очереди скоростного трамвая. Как объяснили в МУП «Метроэлектротранс», «поэтажные эскалаторы LE-6 на станции «Профсоюзная» не эксплуатируются в связи с отсутствием дорогостоящих комплектующих для ремонта».
Но самое интересное, по существующим нормативам, как сказано в официальном ответе на запрос ИА «НовостиВолгограда.ру», «на станциях мелкого залегания, где высота подъема с платформы составляет не более четырех метров, необязательна установка и эксплуатация эскалаторов. В Волгограде на всех станциях СТ, кроме станции «Пионерской», данный параметр составляет 3,4 метра». Теперь понятно, почему эскалатор работает только на «Пионерской».
Нормативы нормативами, но, согласитесь, хочется, чтобы был решен с работой эскалаторов — в своем нынешнем состоянии они вызывают лишь недоумение и у волгоградцев, и у гостей города. А учитывая приближающийся ЧМ-2018 по футболу, вопрос ремонта эскалаторов приобретает и вовсе международное звучание.
В «Метроэлектротрансе» говорят, что одновременно отремонтировать и запустить все эскалаторы будет затруднительно, поэтому рассматривается возможность поэтапного ремонта, модернизации или замены, ориентировочная дата запуска – до конца 2017 года. Но, возможно, что эскалаторов на подземных станциях не будет совсем. Как сказано в ответе на наш запрос, «Одновременно (с ремонтом - прим.ред.) рассматриваются варианты проектирования лестничных маршей на месте указанных эскалаторов, расширение лестничных пролетов позволит установить оборудование для передвижения маломобильных групп населения».
Первый аналогичный эскалатору механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом в 1859 году, однако данный проект никогда не использовался. Но десятилетиями позднее, в 1892 году, американец Джесс Рено запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника». А на станции метрополитена впервые снабдили эскалатором лишь в 1911 году на одной из станции «Лондонского метрополитена». Современный вид эскалатор приобрёл только к 1921 году.