Журналист ИА «НовостиВолгограда.ру» пообщался с руководителем регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерием Котельниковым и узнал, как царицынская мельница оказалась «закопанной» под стройплощадкой и сколько ещё таких потерянных объектов культурного наследия может находиться в Волгограде.
Здравствуйте, Валерий Владимирович. Недавно стало известно, что при строительстве гостиницы на Предмостной площади были найдены остатки мельницы. Как этот археологический памятник там оказался и почему его обнаружили только сейчас?
Он оказался там ещё до революции, и при начале возведения гостиницы он уже там был. Застройщику с самого начала было известно, что под землёй находятся развалины мельницы и остатки царицынского вала XVII века. Работы велись в особо охраняемой зоне, где вообще нельзя осуществлять строительство. Это грубейшее нарушение Федерального Закона «Об объектах культурного наследия». Почему строительство тогда разрешили — это отдельный вопрос.
То есть никакие исследования перед строительством не проводились?
Никаких археологических исследований не было. Были дружеские связи между застройщиком и властями Волгоградской области. Как иначе можно объяснить, что проверяющих, которые пришли проинспектировать ход строительства и выяснить, не угрожает ли оно объектам культурного наследия, на стройплощадку не пропустили? Теперь эти связи, очевидно, прервались, и застройщик начинает ощущать последствия.
Какое надзорное ведомство занималось этой проверкой?
Я точно знаю, что туда приходил нынешний заместитель председателя областного комитета по охране памятников культуры Александр Крылов. Но ему не дали ничего осмотреть — сторож просто-напросто его не пустил.
Какие последствия могут ожидать теперь компанию-застройщика?
Я считаю, что если бы при строительстве гостиницы всё сразу делали в соответствии с законом, это обошлось бы застройщику намного дешевле. Затрат было бы гораздо меньше. Можно было бы провести консервацию археологического объекта, соблюсти все нормы и формальности, это не привело бы к большим расходам. Теперь компании придётся потратить на исправление своих недоработок куда больше денег.
Есть ли вообще какие-то шансы восстановить мельницу, реконструировать её?
При желании восстановить можно всё что угодно. Мельница к тому же разрушена не до фундамента, там сохранились стены. При строительстве их спрятали за какими-то тряпочками, засыпали землёй, но они всё ещё там. Если бы застройщик действовал в рамках закона, можно было бы и гостиницу построить, и памятник сохранить. Например, в Италии есть вполне современные отели, но со стеклянным полом, сквозь который видны руины времён Римской империи. Можно было бы как-то встроить фрагменты этой мельницы в здание, подойти к решению вопроса изобретательно. Но у нас предпочитают всё ломать и строить новоделы поверх развалин. Так произошло, например, при возведении комплекса «Мономах» в 2014 году, когда четыре царицынских особняка просто снесли и вместо них построили современные имитации со стилизованными фасадами.
Много ли ещё в Волгограде «потерянных» памятников истории и культуры, которые скрываются под новостройками?
Они однозначно есть. Сколько их в точности, сказать сложно, потому что во всех крупных городах России перед строительством проводятся археологические исследования — во всех, кроме Волгограда. В нашем городе, к сожалению, ими пренебрегают. Можно вспомнить ситуацию с собором Александра Невского: его начали строить безо всяких археологических изысканий. Только спустя две недели спохватились, собрали комиссию, но эта комиссия приехала уже к двум вырытым котлованам и могла лишь констатировать, что никаких представляющих ценность объектов там нет. Потому что все эти объекты, если они были, к тому моменту уже вывезли в сброс.
В Волгограде активно застраивается пойма Царицы. Многих горожан беспокоит, что возведение интерактивного музея «Россия — моя история» может угрожать существованию блиндажа, где во время Сталинградской битвы размещался штаб генерала Ерёменко. Эти опасения имеют под собой основания?
На данный момент блиндаж Ерёменко пока что находится далеко от зоны строительства, так что прямой угрозы его существованию нет. Но при планировании застройки поймы властям нужно помнить, что там располагается культурно-исторический объект не просто регионального, а федерального значения.