Posted 5 июня 2017, 05:05
Published 5 июня 2017, 05:05
Modified 17 октября 2022, 05:11
Updated 17 октября 2022, 05:11
Российские парламентарии вовсю осваивают виртуальную реальность. Недавно Госдума отважно завела собственные аккаунты в социальных сетях. Потом в парламенте прошли слушания, посвященные молодежной политике, на которые были приглашены популярные блогеры и ведущие YouTube-каналов. Теперь же в Думе может появиться целый блогерский совет при комитете по информационной политике, технологиям и связи.
Такое предложение главе комитета Леониду Левину направил его коллега из комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Василий Власов. Инициативному депутату всего 21 год, он самый молодой член российского парламента и активный интернет-пользователь.
«Мы должны понимать, что сейчас новое время. Огромное количество наших граждан имеют свои страницы в соцсетях и смотрят тех или иных блогеров иногда даже больше, чем телевидение. Опыт блогеров может содействовать выработке грамотной стратегии по взаимодействию с гражданами в сети», - убежден Власов. Блогеры, по идее депутата, могут рассказывать своим подписчикам о новых проектах и участвовать в их обсуждении. «Если обсуждается законопроект, связанный с ПДД и автомобилями, то нужно привлекать блогеров, которые занимаются автомобильной тематикой. Если мы обсуждаем молодежную политику, то надо общаться с популярным в молодежной среде блогером», - говорит парламентарий.
Предложение молодого депутата вполне понятно: целое поколение его ровесников в России с младых ногтей – на «ты» практически с любым современным гаджетом. Немалая часть жизни этих ребят проходит в виртуальности: интернет предоставляет любые возможности, начиная с бытовых вопросов и заканчивая удачной женитьбой. И глупо было бы их не использовать!
Блог действительно облегчает возможности взаимодействия с обществом, являясь довольно эффективной платформой для обсуждения и продвижения важных для власти тем. Блогосфера позволяет политикам прочувствовать и отследить настроения людей, она оперативна как ни один другой источник, представляет самые разные мнения, не укладывается в какие-то рамки и не регулируется формальными правилами. Многие считают, что она уже заменила собой традиционную журналистику, а привычные СМИ должны превратиться в интернет-ресурсы. Блоги - это прямая и открытая коммуникация с читателями, они всегда имеют быструю обратную связь и множество вариантов выразить любое мнение по любому информационному поводу.
Это очень хорошо понимают в некоторых особо продвинутых регионах. Острую зависть, граничащую с глубоким отчаянием, у «диких» провинциалов вызывают такие известные ресурсы, как «Активный гражданин» в Москве и Санкт-Петербурге, а еще «Сердитый гражданин» в обеих столицах. «Активный гражданин» - это мощный агрегатор обращений к чиновникам, проведения соцопросов, рейтингования и т.д. «Сердитый гражданин» предлагает народные алгоритмы решения самых разных проблем: от дорожного ремонта до видов общественных работ для арестованных на 15 суток. Пользоваться этим сайтом просто: надо зарегистрироваться и заполнить «карточку проблемы», которая проходит предварительную модерацию. Для часто встречающихся проблем – незаконные свалки, бродячие собаки, пьяные компании на лавочках – предлагаются готовые, уже прописанные на сайте варианты решения. Если ситуация не столь типична, к её решению подключают юристов, общественных активистов и прессу. При этом все вопросы публикуются открыто, и посетители могут их комментировать и давать советы.
На столичном фоне весьма неплохо выглядит и Белгородская область с сайтом «Активный горожанин». Там очень простая навигация – карта сообщений, голосование, предложения идей, рейтинги, новости, пятерка наиболее проблемных тем месяца по самым узким местам - благоустройству, парковке, деятельности управляющих компаний. И главное - результаты обращений в фото-и видеоотчетах, ответах чиновников мэрии Белгорода. Также на сайте определяется пятерка самых активных горожан месяца - тех самых блогеров, совет из которых должен появиться в Госдуме.
Надо сказать, небольшой город Белгород - в нем живет 387 тысяч человек - по многим направлениям даст фору миллионному Волгограду. И по формам связи местных властей с гражданским обществом - тоже. Почему? Да потому, что мэрия Белгорода не боится вступать в прямые информационные контакты с населением, используя для этого простую и понятную людям публичную систему обратной связи для эффективной коммуникации граждан и органов власти. За счет этой коммуникации выявляются и решаются в приоритетном порядке самые острые проблемы города, появляются свежие идеи «снизу», помогающие улучшить текущую ситуацию, формируется позитивный имидж властей, широко демонстрирующих конкретные результаты своей работы.
Возможно, руководство Волгограда и области этого не знает, но создать такую систему коммуникации можно не только на сайте, но в мобильных приложениях, способных принимать и обрабатывать обращения, жалобы, инициативы, вопросы граждан. IT-разработчики давно предлагают различные модели модерации, рабочих кабинетов исполнителей, модули аналитики для руководства. Это дает многие преимущества: быстрый старт (как правило, такие системы начинают работу в течение полутора-двух месяцев), доступность миллионам пользователей, гибкую настройку с индивидуальным подходом к выбору функционала.
Но наш регион упорно идет по своему тернистому пути: у разных органов власти - свои сайты, некоторые даже с возможностью обратиться в интернет-приемную. Правда, это как-то слабо работает. Пример: в начале года я обратилась в виртуальную приемную Городищенского района Волгоградской области с простым вопросом: на сколько вырастут тарифы ЖКХ в отдельных поселениях района? Обращение как бы зафиксировали. Ответа жду уже четыре месяца…
Что-то мне подсказывает: невыгодно и опасно властям создавать единую систему коммуникации по типу «Активного/сердитого гражданина/горожанина» в Волгоградской области. И знаете почему? Потому что активных и сердитых граждан и горожан у нас слишком много. Представляете, каким количеством обращений они завалят такой сайт, будь он создан?! Чиновники рискуют утонуть в море общественного негатива, грозящего выплеснуться на их головы. Мало того, что его будет много, ибо жизнь в нашем регионе от райской далека. Ведь еще и собран будет для наглядности в одном месте, да и проблемы решать придется оперативно, публично об этом отчитываясь! Такое нашим «столовладельцам» может присниться только в самом кошмарном сне.
А рассказать волгоградцы могут о многом. Например, пожаловаться на бедность. Ведь в 2016 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 15% (в регионе живут более 2,5 млн. человек). Таким образом, за чертой бедности - 380 000 человек. Или на то, что никак не решается вечная дорожная проблема – на карте убитых дорог ОНФ Волгоградская область в первой тройке. Или на то, что в Волгограде в угоду стороннему перевозчику закрыты 87 удобных для людей маршрутов. Или на снос более 2 500 киосков… Перечислять можно бесконечно.
На этом фоне вполне понятно, почему регион стремительно теряет позиции во всевозможных рейтингах, а власти до дрожи боятся включения данных о результатах обратной связи с гражданами в ключевые показатели эффективности чиновников. Между тем, по мнению руководителя Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктора Рожкова, именно это и «обеспечит результативную работу органов государственной власти и повысит качество оказываемых услуг».