Споры вокруг маршруток велись задолго до того, как было принято решение внести изменения в комплексную транспортную схему Волгограда. Маршрутки, количество которых с каждым годом увеличивалось, создавали заторы на дорогах, становились причиной ДТП. Да и качество обслуживания пассажиров оставляло желать лучшего. В адрес перевозчиков поступали нарекания еще при губернаторе Максюте. Но как только в коридорах власти назревала идея сократить количество маршруток, чтобы разгрузить главные магистрали города, волгоградцы задавали властям вполне резонный вопрос: «А что взамен?»
К проблеме вернулись в 2014 году с приходом губернатора Андрея Бочарова. Необходимость изменений в комплексной транспортной схеме Волгограда объяснили требованиями к транспортной инфраструктуре города, предъявляемой комиссией ФИФА. В прошлом году стало известно о том, что весной 2017 года 87 популярных маршрутов будут ликвидированы, взамен горожане получат новые автобусы «Волгоградского автобусного парка» (ВАП) - дочки холдинга «Питеравто», часть маршрутов будет обслуживать муниципальное ПАТП №7.
Как только «благую весть» разнесли все волгоградские СМИ, диспетчеры «горячей линии» по вопросам транспортного обслуживания потеряли покой. Только за три недели февраля на «горячую линию» позвонили свыше 2000 волгоградцев. В приемную Президента РФ поступило почти 6,5 тысяч обращений в защиту маршруток.
Несмотря на заверения чиновников в том, что бояться нечего, все просчитано и ни один, даже самый дальний уголок города не останется без транспортной доступности, новая транспортная схема продолжает вызывать у горожан массу вопросов.
Свои вопросы чиновникам адресовал и портал «Новости Волгограда». На чем теперь будут ездить волгоградцы? Сколько будет стоить проезд с учетом возможных пересадок (согласно новой транспортной схеме до некоторых уголков города, кроме как с пересадкой, теперь невозможно доехать)? В какие бюджеты будут направляться налоги и выручка «Питеравто»?
Из официального ответа администрации Волгограда за подписью председателя комитета транспорта, промышленности и связи Дмитрия Веркина следует, что вопрос по налогам и выручке относится к компетенции руководства ООО «Волгоградский автобусный парк». Это весьма странно, ведь мы знаем, с каким энтузиазмом власти рапортуют о привлечении инвестиций. На основании ответа чиновника можно сделать вывод о том, что от сотрудничества с «Питеравто» бюджет Волгограда вряд ли что получит. Зато доподлинно известно, сколько согласно контракту получит питерская компания из волгоградского бюджета за 5 лет - 1,6 млрд. рублей. Для сравнения – муниципальное ПАТП-7 в год получало из бюджета Волгограда около 60 млн. рублей, за пять лет сумма составит 300 млн – это в пять раз меньше, чем «ВАП». Кстати, по странному стечению обстоятельств производственная база муниципального предприятия в Кировском районе фактически отдана «ВАП». Дочка «Питеравто» оказалась единственным участником конкурса на эту площадку.
По улицам Волгограда и правда курсируют почти три сотни новых автобусов. Но количество маршруток, которые в последние годы обслуживали городские маршруты, во много раз больше - 2,5 тысячи. Даже при таком обилии транспорта в вечерние часы из некоторых волгоградских микрорайонов бывает сложно добраться: маршрутку и общественный транспорт приходится ждать больше получаса.
Всю информацию о новой транспортной схеме волгоградцы узнают из СМИ. Почему? Если власти города опасаются очередной волны недовольств со стороны волгоградцев, то не без основания. Достаточно почитать форумы в соцсетях.
Жительница поселка Верхняя Ельшанка Наталья Щербакова, которая добиралась из центра города домой на автобусе №12, возмущена отменой этого маршрута. Теперь она должна ездить из центра на двух маршрутках и платить в два раза больше.
- Отменили маршрутку №84, и это ужасно, - пишет на форуме в социальной сети Ольга Наумова из Тракторозаводского района. - Почему бы не спросить граждан, которые так любили этот маршрут? Я также не нашла нигде автобус №109 «ВГТЗ-Приморье». Как теперь ездить на дачу?
По признанию волгоградцев, некоторые остановки автобусы «Питеравто» просто игнорируют, в то время как ПАТП №7 на этих же точках по-прежнему останавливаются. И похоже, на питерские автобусы пересели все те же лихачи-маршрутчики, на которых жаловались волгоградцы. Автобус трогается – люди в салоне падают. Автобус тормозит – в салоне та же картина.
Конечно же, маршрутки в Волгограде останутся. Они будут обслуживать 45 маршрутов – в основном там, где не будет автобусов большой вместимости. Власти города уверяют, что в отдаленные поселки и городские кварталы волгоградцы, как и прежде, будут ездить на маршрутках. Областные маршрутки (из Волжского, Городища, Краснослободска) останутся до конца года. В 2018 году, возможно, будут внесены изменения в план перевозок по межмуниципальным маршрутам, который сейчас корректируется.
Наступит ли в Волгограде транспортный коллапс после отмены популярных маршрутов, мы узнаем после 15 апреля. когда будут закрыты первые 29 маршрутов. Так что реформа транспортной системы начнется уже на этой недели, несмотря на то, что вопрос о законности этого решения мэрии до сих пор остается открытым. Как ранее сообщало ИА «НовостиВолгограда.ру», в стадии судебного разбирательства находится спор между Федеральной антимонопольной службой и администрацией города. ФАС вынесла предписание об отмене п. 4 документа планирования регулярных пассажирских перевозок, утвержденного постановлением №610 от 29.04.2016. Мэрия это решение обжаловала в Арбитражном суде. Вопрос отложен до 17 апреля.
Со всеми предложениями и замечаниями волгоградцы могут обращаться по телефону горячей линии» 23-31-60. Каждый вопрос будет рассмотрен и детально проработан, уверяют в профильном комитете администрации Волгограда.