В 2016 году в Арбитражный суд Волгоградской области поступило 777 заявлений от граждан о признании их банкротами. В отношении 166 граждан завершена процедура реализации имущества. На 1 марта 2017 года в целом по России зафиксировано почти 28 тысяч дел о банкротстве физических лиц.
В каких случаях есть смысл банкротиться, а в каких нет? На этот и другие вопросы волгоградцев отвечает адвокат, член правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк.
Татьяна Сергеева, предприниматель (г. Калач-на-Дону): Что дает гражданину процедура банкротства?
- Во-первых, процедура банкротства позволяет полностью или частично погасить имеющуюся задолженность перед банками и МФО, физическими лицами, ЖКХ, налоговой инспекцией, Пенсионным фондом, судебными приставами. После окончания процедуры банкротства у гражданина появляется реальный шанс начать жизнь без долгов. Во-вторых, снижаются штрафные санкции. В-третьих, появляется возможность реструктуризировать долг, что позволяет платить по обязательствам комфортным платежом, согласно утвержденному судом графику, с сохранением прожиточного минимума.
Сергей Буданов, инженер ( г. Волгоград): Два года назад мы с женой взяли два потребительских кредита. Один - на операцию внуку, другой - на лечение родственника. Жена потеряла работу, у меня маленькая зарплата. Мы не можем оплачивать кредиты. Ежемесячная сумма платежей значительно превышает доход семьи. Плюс большие долги по ЖКХ. Мы живем в маленькой 2-комнатной квартире, это наше единственное жилье. Есть ли смысл банкротиться?
В ситуациях, когда обязательства должника значительно превышают его доходы и нет имущества, которое можно реализовать, банкротиться выгодно. Можно избавиться не только от кредитов, но и от долгов по ЖКХ. Но банкротство – это очень сложная и хлопотная процедура. С момента подачи заявления в арбитражный суд до признания человека банкротом в среднем проходит 10-12 месяцев. Прежде чем начинать процедуру банкротства, нужно оценить ее экономическую целесообразность. Процедура банкротства, хотя и инициирована государством для облегчения финансового, экономического и даже социального и психологического состояния гражданина, не является совсем бесплатным «подарком». Чтобы стать банкротом, придется понести некоторые расходы. Цена банкротства физического лица складывается из расходов на услуги финансового управляющего, оплаты госпошлины, расходов на публикации информации о процедуре, расходов на уведомление кредиторов и участников банкротства физического лица. В Волгограде услуги юридических фирм по банкротству физического лица «под ключ» колеблются в пределах 60-88 тыс. рублей, в Москве и Санкт-Петербурге – до 150 тыс. рублей. Если человек не может погасить кредит в 100 тысяч рублей, при этом в среднем 70 тысяч рублей должен заплатить за банкротство, то он вряд ли на это согласится. Если у человека значительные долги и он в состоянии оплатить процедуру банкротства, то затеваться с этим, несомненно, стоит.
Светлана Тихонова, педагог (г. Волжский): В каких случаях вводится процедура реструктуризации долга, а в каких – процедура реализации имущества?
Все зависит от ситуации, в которой оказался должник. Если он способен платить, то суд может принять решение о реструктуризации долга. Если план реструктуризации не исполнен, то суд его отменяет и вводит процедуру реализации имущества должника. Мировое соглашение с кредитором тоже не надо сбрасывать со счетов. Несколько лет назад ко мне обратились валютные ипотечники – семья педагогов. Они взяли в банке кредит в валюте и много лет исправно платили. Когда возникли финансовые проблемы, они обратились в банк с просьбой о реструктуризации долга. Банк им отказал. Второй раз они обратились с этой же просьбой в 2014 году, когда доллар стал «скакать». Банк три месяца рассматривал заявление и предложил заемщикам совершить сделку в тот момент, когда доллар стоил уже 80 рублей. Как только заемщики обратились в арбитражный суд, банк вышел с ними на переговоры. В итоге было заключено мировое соглашение, согласно которому в счет долга в сумме 9,5 млн. рублей мои клиенты отдали свою ипотечную квартиру стоимостью в 5 млн. рублей и сегодня продолжают платить банку только проценты.
Михаил Яблоков, студент юрфака ВолГУ (г. Волгоград): Недавно Минюст предложил законопроект, позволяющий забирать у должников единственное жилье. Означает ли это, что с принятием нового закона после банкротства многие должники рискуют оказаться на улице?
Сейчас по закону забирать у должников единственное жилье нельзя, за исключением жилья, которое находится в залоге, (например, по ипотеке). Если законопроект, предлагаемый Минюстом, будет одобрен, то эта мера коснется только тех, чьи жилищные условия явно превышают потребности. Будет учитываться как метраж, так и рыночная стоимость жилья.
Дмитрий Сафронов, предприниматель (г. Волжский): Правда ли, что за банкротство будут расплачиваться дети и родственники должника?
Нет, это не так. Родственники отвечают по долгам только в пределах той доли наследственного имущества, которую они получили. Если родственники ничего не получили в наследство, то не отвечают по долгам.
Материал подготовила Ирина Шестакова