Posted 2 апреля 2017, 05:01

Published 2 апреля 2017, 05:01

Modified 17 октября 2022, 05:12

Updated 17 октября 2022, 05:12

Что смеешься? Я клоун, что ли?! Нет, клоунесса!

2 апреля 2017, 05:01
Несмотря на внушительный стаж в профессии — больше двадцати лет, неискушенный волгоградский зритель заговорил о Ларисе Ивановой, руководительнице Образцовой художественной театральной студии «Азбука театра», примерно год назад.

C того самого момента, когда на разных сценах города стало работать по-хорошему яркое и по-европейски сдержанное мим-шоу «Бонифаций», руководителем и участником которого она стала.

Интермедии, которые ставила Лариса вместе с четырьмя-пятью артистами, взрослому поколению напомнили «почерк» ленинградского театра клоунады «Лицедеи», а молодежь вдохновили их стильные красно-бело-черные костюмы и диалог о «вечных ценностях», которые вели клоуны, да еще и без слов!

Во Всемирный День смеха мы встретились с Ларисой Сергеевной, чтобы поговорить об удивительной «клоунской» доле.

Вопрос, который волнует многих: трудно ли быть клоуном женщине?

Нет, наверное, не трудно, но в глазах многих людей странно. Был такой случай: приходим на день рождения к семилетнему мальчику работать с напарницей как клоуны-аниматоры, а он, глядя, на нас: «А мужики где?». В другой раз пятилетняя девочка, увидев мою сумку, откуда торчал клоунский колпак, заявила: «Ты — клоун?! Не-е, тетеньки клоунами не бывают!». Но после выступлений публика убеждается, что женщины клоунами бывают, да еще какими! Теперь у нас есть даже такие преданные зрители, которые переместились в разряд актеров, да и с востребованностью проблем нет.

Как родился Ваш образ, перефразируя Карлсона, — «женщины в самом расцвете сил»?

Если честно, то сначала я не собиралась выходить на сцену. Да, парни-мимы работают, а я - за кулисами, в сторонке. А потом как-то само собой получилось, что я тоже участвую. Мой образ родился сразу, но вкладом в него были многие: что-то навеял образ мультипликационной пчелы бабы Капы, что-то — от знаменитой клоунессы Ириски из АБВГДейки, на определенные моменты натолкнули клоунессы из «Лицедеев». Видимо, я попала на столько в точку, что одна из зрительниц пришла и подарила мне красные крупные бусы: «Все хорошо, только бус тебе не хватает. Я взяла, да специально купила!»

А были случаи, когда вас как клоунов не принимали?

Да запросто! Ездили не так давно в одну из воинских частей. Там солдатики-срочники ждали на концерт красивых девочек в платьях. А тут мало того, что мимы-клоуны «мужского полу» явились, еще и под предводительством клоунессы, изрядно напоминающей Карлсона. Мы «обезвредили» «оппозицию» быстро и эффективно. Сначала мы вычислили лидера и сделали его участником интермедии «Свидание». На свое место он возвращался ошарашенный и в то же время довольный. Во второй сценке солдаты нам уже хлопали. А третью - ждали! В этом, наверное, заключается мастерство: образно говоря, обратить в свою веру за считанные минуты!

Лариса Сергеевна, Вы — грустный человек или веселый?

Я бы сказала, интересный, но главное - морально-устойчивый и целеустремленный. Иначе как? Я руковожу студией «Азбука театра», из повзрослевших мальчишек которого и выросло мим-шоу «Бонифаций», а значит, мне надо видеть горизонты, вести к ним нашу «лодку» и быть пластичной, выдавая новые решения и в случае необходимости меняя тактику. Хотя, как говорят мои ребята, злится мне не идет. А еще, если в процессе выяснения отношений, я, забывшись, спрашиваю: «Что смеешься? Я что, клоун, что ли?!» Они мне чуть ли не хором: «Да!».

С Вами часто происходят забавные случаи?

Постоянно! Вот, не так давно. В свой редкий выходной иду утром на рынок, что само по себе уже праздник. Вижу: стоит машина со свежей рыбой. Я радуюсь, рассматривая ее, прикидываю, что смогу сготовить. И вдруг над головой: «Стукнуть по голове?» Поднимаю голову в ужасе и спрашиваю: «Зачем?». Мужик-продавец: «Чтобы не мучилась...». Увидев мои испуганные глаза, уточнил: «Да не Вас! А рыбу, чтобы не мучилась!».
И таких случаев — ворох. Многие из них ждут своего часа, чтобы стать нашими интермедиями.

Есть клоуны, на которых Вы в своей работе ориентируетесь?

Есть. И это происходит постоянно. Невозможно удивлять публику, если сам не растешь. Когда в Волгоград приезжал Куклачев, поразилась его отдаче. Он начал работать в фойе со зрителями за полчаса до представления. Он на 100% отработал первое отделение. В антракт он опять вышел к зрителю и отработал его. После он опять на 100% отработал второе отделение. Вот это уважение к своей профессии и людям! И поэтому, когда мне говорят, дескать, Куклачев, это так, ничего особенного, я думаю, что эти товарищи просто не отличают качественную работу артиста от мишурного шоу.

Как Ваши дочери Юля и Катя относятся к тому, что их мама работает... клоуном?

Ой, в детстве они даже этого стеснялись. Однажды едем на такси с праздника. Я в гриме и костюме. Дети: «Мам, а можно ты нас за углом высадишь, а до подъезда одна доедешь?». Или: «У всех мамы, как мамы, а у нас — культработник!»; «Все дочки как собираются с мамой на праздник? Правильно, красоту наводят. А мы? Мы вместе с мамой гладим двадцать пять бантиков для всей ее студии!» Но в старших классах ситуация поменялась: работать аниматором, а так чаще теперь называют клоунов, стало модно, необычно и выгодно. И теперь, отвечая на вопрос, кем же трудится ваша мама, они с гордостью и ожиданием реакции собеседника отвечают: «Клоуном!».

У клоунов есть девиз?

Конечно. Как в «Бременских музыкантах»: «Смех и счастье мы приносим людям!». И чтобы дарить их, надо самому все время ими напитываться. Ведь можно поделиться только тем, что есть в тебе самом, чем ты богат. Поэтому доброта для клоуна — это профессионально необходимое качество... Поэтому с Днем смеха и... доброты вас!

Беседовала Наталья Полякова

Подпишитесь