Автобусы против маршруток: что принесет новая транспортная схема Волгограду?

21 февраля 2017, 11:45
Большую тревогу вызывает у горожан процесс внедрения новой комплексной транспортной схемы.

Около двух тысяч звонков поступило с начала февраля на «горячую линию» по вопросам транспортного обслуживания населения Волгограда. Дозвонится по телефону 23-31-60 сложно - диспетчеры принимают по 140-150 звонков в день. Такой ажиотаж вызван многочисленными вопросами, которые вызывает у горожан внедрение новой комплексной транспортной схемы (КТС).

Уже весной с городских дорог должны исчезнуть более 80-ти маршрутов - в основном те, на которых работают частные перевозчики, осуществляющие перевозки на так называемом транспорте «малой вместимости», то есть маршрутках. Также, как сообщает пресс-служба мэрии Волгограда, будут закрыты и некоторые автобусные и троллейбусные маршруты. Естественно, такие перспективы взбудоражили общественное мнение - ведь касаются планируемые изменения подавляющего числа жителей города-миллионника, вынужденных ежедневно добираться к месту работы или учебы. И однозначной оценки у волгоградцев по этому поводу нет.

Вообще, о необходимости изменений в транспортной системе областного центра заговорили еще в конце 2014-го, с приходом нового губернатора Андрея Бочарова, и объяснялось это требованиями к транспортной инфраструктуре, предъявляемыми комиссией ФИФА в преддверии проведения в Волгограде матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.

«Комплексная транспортная схема должна соответствовать задачам не только сегодняшнего дня, но и смотреть в будущее, учитывать перспективы развития Волгоградского региона. Сегодня парк пассажирского транспорта не отвечает современным требованиям комфорта и, самое главное, безопасности. Кроме того, для нас важно, чтобы все перевозчики - государственные, муниципальные и частные - работали по единым правилам, на равных условиях.»Андрей Бочаров, губернатор Волгоградской области

Задумывая перекраивание транспортной схемы, региональные власти обратились к опыту Турции, изучать который отправилась целая делегация чиновников администрации. Итогом стало подписание в апреле 2015 года трехстороннего соглашения о сотрудничестве в сфере общественного транспорта между администрацией региона, Федеральным центром проектного финансирования группы ВЭБ (ФЦПФ) и турецкой компанией «Karsan». Последняя рассматривалась как потенциальный инвестор реализации КТС, а детальной разработкой проекта, который бы реализовывался на условиях государственно-частного партнерства, должна была заняться специальная комиссия.

Сегодня об этом, правда, мало кто вспоминает. С турками не сложилось, с проектной комиссией как-то тоже, по крайней мере, общественности города и региона, перевозчикам и журналистам результаты ее работы презентованы не были. Не было и широкого общественного обсуждения планируемых изменений.

А ведь прежде чем затрагивать столь животрепещущую сферу, можно было бы обратиться к опыту других российских городов. Например, Казани. Здесь реформирование системы городского транспорта началось еще в 2005 году. Задачи стояли те же, что и перед волгоградскими властями - оптимизация маршрутов, сокращение дублирования и переход на автобусы большой вместимости. Частных перевозчиков за год предупредили о том, что конкурсы больше проводиться не будут, запретили обновлять подвижной состав - чтобы предприниматели не влезали в кредиты.

Кстати, затем транспортники могли без первоначального взноса взять в лизинг автобусы с отсрочкой первого платежа на 2 месяца. Новую маршрутную сеть, по словам председателя комитета по транспорту исполнительного комитета муниципального образования Казани Айдара Абдулхакова, разрабатывали год, оповещали население, обсуждали планируемые изменения. Были, конечно, и протесты, и конфликты, и суды.

«Было очень много жалоб. Люди нас обвиняли, зачем это нужно вообще. Года три после обновления мы еще имели жалобы — верните наши «газели» и «пазики». Сейчас в основном слышим благодарности от людей, которые, в особенности, куда-то съездили и снова увидели эти «газели»Айдар Абдулхалаков, председатель комитета по транспорту исполнительного комитета муниципального образования Казани

В Казани весь процесс реформирования транспортной системы занял 3 года. Если в 2008 году в столице Татарстана было 21 частное автотранспортное предприятие, на сегодняшний день осталось 3 муниципальных и 10 частных перевозчиков различной формы собственности. Но только заменой маршруток автобусами дело не ограничилось: для общественного транспорта были выделены специальные полосы на проезжей части, что увеличило скорость движения и, в свою очередь, привело к сокращению издержек и уменьшению количества автобусов, необходимых для перевозки того же количества пассажиров.

Параллельно решались вопросы создания парковок, новых транспортных развязок, отмены левого поворота и т.д. То есть реформирование действительно было комплексным, и в плане транспортного обслуживания Казань сегодня является одним из российских «передовиков», пример которого пытаются перенимать другие областные столицы.

В Волгограде же КТС пока сводится лишь к замене автобусами целой сети маршрутных такси. Последних на городских улицах сейчас работает почти 2,5 тысячи. Автобусов же планируется оставить практически на порядок меньше. Так, на семи городских маршрутах работают 149 автобусов «Волгоградского автобусного парка» -«дочки» холдинга «Питеравто» из Санкт-Петербурга, которая была единственным участником объявленного в Волгограде конкурса на оказание услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам. Еще 34 автобусных маршрута обслуживают 165 автобусов муниципального ПАТП №7. Даже если к ним добавится еще 100-200 машин, то понятно, что объемы пассажирских перевозок могут существенно пострадать, говорят частные перевозчики.

«Микроавтобусы динамичнее, удобнее, маневреннее. И люди в них сидят. В Волгограде из-за его протяженности средняя длина поездки составляет где-то 15-20 километров, это по времени 40-45 минут. И если все это время вы стоите в битком набитом автобусе, то о каком комфорте можно говорить…У всех маршрутов подразумевается пересадки на другой автобус, чтобы добраться, скажем, из одного конца города в другой. И поездки получаются весьма затратными. А вот у маршруток, как правило, прямое беспересадочное сообщение, и пассажиру не надо двойную-тройную цену платить за поездку.»Юрий Белоусов, руководитель «Ассоциации пассажирских автотранспортников» города Волгограда

Понятно, что перспектива в одночасье остаться не у дел и владельцев маршрутных карт, и водителей не радует. Поэтому частные перевозчики, еще октябре прошлого года получив уведомления о закрытии их маршрутов, пытаются бороться за свое «место под солнцем» - в судебные инстанции уже подано более десятка исков.

Первые слушания уже состоялись, и их предварительные итоги, увы, неутешительны для маршруточников. Так, суд Центрального района Волгограда признал 610-е постановление мэрии, отменяющее порядка 80-ти маршрутов, законным. Частные перевозчики намерены оспаривать это решение в вышестоящих судах, и чем закончится их противостояние с властями, можно только гадать. Но, по словам самих маршруточников, по сравнению с автобусами они поставлены в неравные условия.

«Взять хотя бы оборудование санитарных зон для водителей на конечных остановках. Без этого пункта документы на обслуживание маршрута просто не подписывались. А вот на автобусные маршруты власти смотрят сквозь пальцы. В результате на одной из конечных остановок в Дзержинском районе по ул. 51 Гвардейская, 56 люди, извините за выражение, «вешаются». Под окнами стоят по 2-3 автобуса, водителям некуда, извините, сходить в туалет. Куда только не жаловались жильцы - и в администрацию, и в Роспотребнадзор, но результата пока нет.»Татьяна Михайленко, директор ООО "КВАРТЕТ-ПЛЮС" (обслуживает маршруты №№10 и 10А)

Кстати, и условия, в которых оказалось муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие № 7 по сравнению с «ВАП», тоже равными не назовешь. Компания из Санкт-Петербурга в течение 5 лет из городского бюджета получит, согласно контракту, 1,6 млрд рублей. Для сравнения – муниципальное ПАТП-7 в год получало из бюджета Волгограда около 60 млн рублей, за пять лет сумма составит 300 млн – практически в пять раз меньше, чем «ВАП». А производственная база муниципального предприятия в Кировском районе фактически отдана «ВАП», также, по странному стечению обстоятельств, оказавшемуся единственным участником конкурса на эту площадку. Кстати, уже сейчас на некоторых автобусных маршрутах, которые обслуживают «ВАП» и ПАТП-7, можно наблюдать настоящую конкурентную борьбу, не хуже, чем у столь не любимых властями маршруточников.

В интернете появляются сообщения о настоящих «гонках», которые устраивают водители в погоне за пассажирами. Так, автор статьи сам был свидетелем, как шоферы, находившиеся за рулем 20-го и 21-го автобусов (их маршруты практически дублируют друг друга), выясняли на светофоре отношения, с каким интервалом и в каком порядке им следовать друг за другом. А в начале февраля в автобусах «ВАП» кондукторы стали отказывать принимать к оплате проездные, купленные у кондукторов ПАТП-7, и понадобилось вмешательство руководства, чтобы погасить этот конфликт. Все чаще происходят и ДТП с участием автобусов.

Словом, наведение порядка на дорогах – а это и заявлялось одной из главных целей введения новой транспортной схемы – оказалось куда более сложным процессом, чем, видимо, представлялось властям вначале, когда созрело решение о замене маршруток автобусами. Более того, сами частные перевозчики предупреждают, что весной администрация может получить еще одну головную боль в виде т.н. заказных маршруток - они сегодня вовсю работают, например, на междугородних маршрутах, с ними пытаются бороться периодическими рейдами, но от этого число маршрутных такси на той же ул. Балонина поблизости от автовокзала меньше не становится.

«У нас в законе есть «дырка», которая касается заказных пассажирских перевозок. В Волгограде те маршруты, которые не получили карты, они ездят как заказные и сделать ничего не могут, потому что нужно менять законодательство. И боюсь, что вместо структурированной общности перевозчиков, которая есть сейчас, после закрытия маршрутов мы получим хаос: то есть, во- первых, люди будут ездить по этим же маршрутам, но они могут укрывать налоги, их тяжело будет проверить, во-вторых, им не нужна лицензия и они не подчиняются 220-му ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» - прим. ред.). В конечном итоге - за что боролись, на то и напоролись.»Алексей Гуполов, директор СРО НП «Перевозчики Волгоградской области»

Еще одно возможное последствие решения об отмене маршруток коснется жителей отдаленных районов города. Далеко не все автобусные маршруты дублируют схемы движения маршруток. Последние позволяют сейчас добраться, к примеру, жителям Спартановки до Жилгородка напрямую, без пересадок. С закрытием этого маршрута волгоградцам придется добираться туда уже на нескольких видах транспорта, а это – дополнительное время, и, что немаловажно, деньги. Вряд ли такая перспектива радует волгоградцев, напротив, это грозит ростом социальной напряженности и акциями протеста горожан. Вряд ли это то, что нужно Волгограду в преддверии футбольного чемпионата и грядущих выборов 2018 года. В мэрии Волгограда это, кажется, понимают. По крайней мере, в последнее время чиновники заговорили о сохранении ряда коммерческих маршрутов.

Так, в конце февраля будет объявлен конкурс на осуществление перевозок по 10 маршрутам, которые, как планируют в мэрии, будут обслуживать 170 автобусов средней и малой вместимости и начнут осуществлять перевозки с апреля. Они, как заявляют в мэрии, позволят добираться волгоградцам из отдаленных точек в центральные районы города.

«Если нужно будет запустить новые или оставить старые (маршруты -прим. ред.), то мы готовы рассматривать это в ближайшее время. И это делается: приходили депутаты с просьбами горожан. Мы сейчас их рассматриваем – некоторые маршруты будут актуализированы, пересмотрены…Я констатирую, что в будущем ни один уголок города не будет оставлен без транспортной доступности. Если даже что-то у нас получилось в настоящий момент некорректно, мы это исправим.»Дмитрий Веркин, председатель комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда

Что ж, волгоградцам остается только надеяться, что все озвученное г-ном Веркиным станет реальностью и с наступлением весны транспортного коллапса в Волгограде не случится. А уж если, как обещают власти, в городе отремонтируют Вторую продольную и другие убитые напрочь магистрали (2016-й стал беспрецедентным в этом отношении), то тогда уж точно «жить станет лучше, жить станет веселее».

#Автобусы против маршруток #Денис Объедкин #Видео #Аналитика
Подпишитесь