Posted 20 ноября 2012, 04:24
Published 20 ноября 2012, 04:24
Modified 9 ноября 2022, 19:04
Updated 9 ноября 2022, 19:04
Нарушения, выявленные в ходе проверки эффективности использования средств, направленных ОАО «Волгоградстранспригород» на государственную поддержку железнодорожного транспорта, как подчеркнул ее руководитель - аудитор КСП Подгайнов В.В., касаются, скорее, не деятельности предприятия, которое считается одним из наиболее продвинутых среди 26 аналогичных транспортных компаний, действующих на территории России. Эти нарушения являются прямым следствием недостаточного правового регулирования в нашем регионе сферы транспортного обслуживания населения.
Многие волгоградцы и жители области – от студентов до пенсионеров, железнодорожников и разного уровня льготников – с удовольствием пользуются электричками – давним, проверенным и не задерживающим в городских пробках способом перемещения. Ежегодный пассажиропоток на пригородных перевозках составляет порядка 3 млн. человек, что неудивительно, учитывая географическую протяженности города, доступность данного вида транспорта, его ориентированность на малоимущие слои населения.
Осуществляет перевозки пригородным железнодорожным транспортом ОАО «Волгоградтранспригород», созданное в 2006 году по договору областного комитета по управлению государственным имуществом и ОАО «РЖД». В минувшем году «Волгоградтранспригород» получил в виде субсидий из областного бюджета 173,9 млн. рублей. Законность и результативность их использования проверили финансовые контролеры КСП.
Изучив законодательную базу по данной отрасли в других регионах, в КСП пришли к выводу, что только принятие областного закона, комплексно регулирующего отношения при организации транспортного обслуживания населения всеми видами пассажирского транспорта, способно изменить ситуацию, обеспечив и уменьшение необоснованных бюджетных трат, связанных с субсидированием деятельности по перевозке пассажиров, и улучшение самого транспортного обслуживания.
Этот закон позволит активно управлять спросом на пассажирские перевозки экономическими, административными, организационными, информационными и другими методами, позволяющими в конечном итоге оптимизировать и одновременно увеличить пассажиропотоки. А это, в свою очередь, приведет к снижению себестоимости перевозок в расчете на 1 пассажирокилометр и их самоокупаемости без бюджетного финансирования.
По мнению КСП, ОАО «Волгоградтранспригород», используя имеющиеся у него резервы на маршруте от ГЭС до станции «Южная» в Красноармейском районе Волгограда, при создании транспортно-пересадочных узлов, сопряженных с автобусными маршрутами, мог бы существенно уменьшить загруженность автомобильных дорог в городе и снять имеющуюся транспортную напряженность.
Вместе с тем, в отсутствие регулирующих документов, осуществленное в 2011 году субсидирование ОАО «Волгоградтранспригород» способствовало не только полному покрытию его убытков от перевозок пассажиров по регулируемым тарифам, но и получению им прибыли в размере 6,6 млн. руб., хотя тарифом прибыль не предусмотрена.
Проверяющие выяснили, что, создавая пригородную пассажирскую компанию на паритетных началах с администрацией Волгоградской области, ОАО «РЖД», владеющее контрольным пакетом акций (51%), имуществом «Волгоградтранспригород» не наделило, а выстроило с ним отношения по использованию подвижного состава исключительно на коммерческой основе. В то же время Администрация Волгоградской области в лице КУГИ передала предприятию подвижной состав безвозмездно.
Таким образом, в результате непродуманных управленческих решений КУГИ имущество Волгоградской области стоимостью 118,9 млн. руб. используется неэффективно. При этом доля затрат на услуги «РЖД» в структуре себестоимости перевозок ОАО «Волгоградтранспригород» составляет порядка 80 процентов.
Созданное в таком виде, полностью зависимое от «РЖД», не имеющее собственных ресурсов для снижения себестоимости перевозок, предприятие, по мнению КСП, безусловно мотивировано на получение финансовой поддержки из регионального бюджета.
Учитывая напряженность областного бюджета и связанную с этим необходимость оптимизации бюджетных расходов в части снижения субсидирования транспортных организаций, а также в целях снижения транспортных расходов населения, хозяйственных издержек перевозчиков и, вместе с тем, повышения безопасности дорожного движения, КСП рекомендовала Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области провести ряд неотложных мероприятий, в числе которых – устранение пробелов в региональном законодательстве в сфере организации транспортного обслуживания населения и разработка долгосрочной областной целевой программы комплексного развития транспортной системы региона.
Присутствовавший на Коллегии КСП министр транспорта и дорожного хозяйства Путин А.А. сообщил, что его ведомство уже начало работу в данном направлении: подготовлен ряд нормативных правовых документов, проведена инвентаризация и составлен реестр маршрутов, структурируются виды проездных билетов, а также поблагодарил КСП за большую работу, предложения и обозначенные ориентиры в деятельности Министерства.