Posted 28 мая 2012,, 17:50

Published 28 мая 2012,, 17:50

Modified 9 ноября 2022,, 19:07

Updated 9 ноября 2022,, 19:07

Что может быть дороже никеля?

28 мая 2012, 17:50
В нескольких населенных пунктах России прошли митинги с требованиями недопустить разработку никелевого месторождения в районе р. Хопер. Жители прилегающей местности уверены, что такая деятельность нанесет непоправимый вред природе и здоровью населения. Обоснованную тревогу по этому поводу высказывают и ученые. Митингу

27 мая 2012 г. жители Новохоперска Воронежской области вышли на очередной митинг. Они хотят не допустить разработки никелевого месторождения находящегося в этом районе, конкурс, на разработку которого каким-то образом недавно смог выиграть УГМК.

При этом, как заведено у нас в стране, спрашивать мнения жителей региона никто из властных структур не посчитал нужным. Жители не согласны с такой позицией региональных властей. По их мнению, разработка месторождения нанесет большой ущерб природе. Да и вообще, освоение недр в аграрном регионе видится скорее не «экономической революцией», а экологической катастрофой и очередным непродуманным шагом действующей власти.

Мнение жителей Воронежской области разделяется многими и в соседней с ними Волгоградской области. Ведь разработка неизбежно отразится и на экологии всех регионов, через которые протекает р. Хопер. А это значит, что экологическая обстановка ухудшится в Воронежской, Волгоградской, Саратовской, Тамбовской, Ростовской и Липецкой областях. На сайте общественной палаты России уже собрано более 20 тысяч подписей против разработки никеля.

Рытье котлована планируется на месте начала р. Хопер. Его размеры — 6 х 6 километров, а глубина — километр. Именно в этом месте, где планируется рытье такого котлована, берут начало 17 маленьких речушек и река Хопер, самая чистая на сегодняшний день в Европе. Никеленосный пласт залегает на глубине 300-350 метров под чехлом осадочных пород, в котором около шести водоносных горизонтов. Повреждать их ни в коем случае нельзя. Добывать руду нужно однозначно подземным способом, со строительством современных водоотводящих систем, тем более что непосредственно на кристаллическом пласте расположены воды с очень высокой - до 70 граммов на литр - концентрацией солей, с высоким содержанием брома и йода. Это главная проблема, есть и ряд других. Необходимо переводить значительные площади из сельхозземель в земли промышленного назначения, оборудовать специальные хранилища для отходов и "хвостов обогащения". Рядом уникальный Хоперский заповедник, в границах Елань-Елкинского рудного района - полсотни древних курганов и десяток поселений эпох от бронзы до средневековья. Сама территория сейсмически не очень устойчива.

Ученые отмечают, что сернистые соединения практически не растворяются в воде, для этого нужны миллионы лет. Вдобавок чаша водохранилища будет экранирована. Профессор ВГУ Николай Чернышов по этому поводу отмечает, что если зайдет речь об обжиге на ГОКе (чтобы на переработку поставлять уже окатыши), то я сниму с себя всю ответственность как ученый и председатель общественного совета. Потому что в этом случае в атмосферу попадет и сера, и мышьяк.

Норма содержания мышьяка для горнодобывающего производства - 0,06. У нас 0,05. Когда мы при обогащении руды получаем 100-процентный сульфидный концентрат - мышьяка в нем становится 0,1. А предельно допустимая концентрация, напомню, - 0,06. То есть на поверхность попадают элементы первого класса опасности, и, хотим мы того или нет, в воду и почву проникнут токсичные вещества. Дробление руды - это выбросы пыли в атмосферу. По данным канадской компании-разработчика никелевых руд, флотационный процесс предполагает использование щелочей. В итоге образуется твердая загрязненная субстанция и сточные воды, которые тоже нуждаются в очень дорогостоящей очистке.

По словам Григория Гензеля (Член академии горных наук), сточные воды, действительно, не очищает никто и никогда - потому что затраты на это нужны колоссальные. Воду отделяют от пастообразных "хвостов" и возвращают в производственный цикл, а твердые отходы поступают в хранилище, для которого нужны мощные пленочные экраны. Это будет стоить немалых денег, но, учитывая ценность никеля, 10-15 процентов от его себестоимости можно отдать на экологические траты.

Являющийся одним из первых ученых, начинающих изучать это месторождение Николай Чернышов, заявил, что к подготовке конкурса воронежских геологов не привлекали – хотя именно они начинали изучать эти месторождения. Он же говорит, что по настоящее время никто из общественности не ознакомлен с проектом разработки месторождения.

«Не хочу входить в историю не только как первооткрыватель воронежских медно-никелевых месторождений, но и как человек, который позволил разрушить уникальную экосистему райского уголка».

Григорий Гензель отмечает, что при обогащении руды 96 % ее будет отброшено как пустая порода. При предполагаемых объемах добычи получится почти 500 тысяч кубометров "хвостов" в год. Оставление такой массы в качестве отвала несомненно навредит окружающей среде. Еще одна проблема состоит в соленых водах, которые необходимо будет выкачивать из земли. Их нельзя сбросить в реки и овраги – это их отравит, нельзя их и опреснить – слишком дорого. Да и вообще большая проблема состоит в недопущении смешения соленых вод с подземными запасами экологически чистой пресной воды.

Замдиректора по науке Хоперского государственного природного заповедника Николай Карпов отмечает, что согласно типовому положению о государственных заповедниках РФ, запрещается любая деятельность, противоречащая режиму особой охраны. То есть действия, изменяющие гидрологические показатели, а также изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, загрязнение бытовыми и производственными отходами… Стоит грунтовым водам уйти вниз на десяток метров, и от пойменного заповедника ничего не останется.

Ирина Косинова (завкафедрой экологической геологии ВГУ, профессор), утверждает, что в мире нет аналогов разработки месторождений цветных металлов на плотно застроенных территориях с богатыми почвенными ресурсами. Если мы будем первопроходцами, то в экологию проекта надо будет вложить огромные суммы.

Тревогу бьют и представители общественных организаций: «Возможны невосполнимые утраты, связанные с биосферой. От охранной зоны Хоперского заповедника до границ Елкинского рудопроявления - 15 километров. Рядом Теллермановский лес - памятник природы мирового значения, другой дубравы такого размера в принципе нигде нет. Почва черноземная - ее целесообразнее использовать по назначению. Надо иметь в виду, что в нашем регионе теплее, чем на действующих никелевых рудниках, - это увеличивает экологический риск, а кругом живут люди».

По этому поводу в Урюпинске также состоялся митинг, на который прибыли жители из Борисоглебска, представители общественности из Михайловки, сел Нехаевского и Новониколаевского районов, общественные организации. Митингующие, помимо прочего требовали также отставки губернаторов Воронежской и Волгоградской областей.

Собравшиеся составили письмо президенту Путину с требованием запретить разработку месторождений никеля в Новохоперском районе Воронежской области.

О наличии месторождения никеля было известно еще при советской власти, но тогда руководство страны посчитало, что сохранение природы и здоровья населения гораздо важнее его разработки. Действующая же власть, перевернула указанные ценности наоборот – деньги правят бал.

О том, что власть не намерена прислушиваться к мнению людей, косвенно свидетельствует и тот факт, что никто из областных законодателей и представителей власти из Волгограда не приехал в Урюпинск. Подконтрольные власти средства массовой информации также не сообщают об очередном назревающем вокруг Хопра социальном конфликте. Фактически информацию о сложившейся ситуации можно получить только из интернета.

Ниже приведены ссылки на сайты, информация из которых легла в основу настоящей статьи.

http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.moe-online.ru%2Fnews%2Fview%2F242564.html

Наши контакты: тел. 8-927-515-40-77, netnashev@mail.ru

"