Posted 28 августа 2017,, 12:37

Published 28 августа 2017,, 12:37

Modified 17 октября 2022,, 05:30

Updated 17 октября 2022,, 05:30

Художник Владимир Потапов: «Ощущения от покорения Эльбруса — невероятные»

28 августа 2017, 12:37
Художник из Волгограда Владимир Потапов с детства мечтал покорить Эльбрус. В августе этого года он не только взошёл на вершину самой высокой горы России, но и смог провести на ней выставку своих работ — прежде это не удавалось никому в мире.

Редакция ИА «НовостиВолгограда.ру» пообщалась с Владимиром Потаповым и узнала у него, как прошла уникальная выставка-восхождение.

Как у вас возникла идея провести такую оригинальную выставку? Почему именно на вершине Эльбруса?

Выставка-восхождение стала для меня продолжением детской мечты. Конечно, было желание покорить вершину — оно есть у многих, это своего рода представление о миссии: посадить дерево, построить дом, но ещё и взойти на гору. Кроме того, мне было интересно придать восхождению некое художественное измерение. Ведь покорение вершины символизирует преодоление самого себя. Любой художник стремится постоянно становиться лучше, совершенствоваться, достигать новых высот — и восхождение на Эльбрус по своей сути хорошо сочеталось с этим стремлением.

Должно быть, подготовка к покорению Эльбруса отняла у вас много сил и времени?

Примерно за полгода до восхождения я начал к нему готовиться: улучшать свою физическую форму, бегать, делать различные упражнения. 5 августа приехал в Терскол — посёлок у подножия Эльбруса, откуда обычно совершаются все восхождения. Один из лучших гидов Приэльбрусья помог мне пройти акклиматизацию — для этого понадобилось подняться на несколько менее высоких гор, а уже потом мы переместились в лагерь на высоте около 3,8 километра над уровнем моря.

Акклиматизация прошла легко? Долго пришлось привыкать к высоте, прежде чем подниматься на вершину?

Дело в том, что на большой высоте всегда очень велик риск горной болезни. В условиях разряженного воздуха могут возникнуть самые разные проблемы, от тошноты и головокружения до отёка мозга и лёгких. Поэтому многие сходят с горы, так и не добравшись до вершины. Во время восхождения я сам видел, как итальянского альпиниста спустили вниз сотрудники МЧС — он уже не мог продолжать подъём и практически не отдавал себе отчёта в своих действиях. Именно для этого и нужна акклиматизация — если хотя бы немного не привыкнуть к высоте и разряженному воздуху, горная болезнь будет почти неминуема.

Вы привезли картины для выставки с собой или писали их прямо на Эльбрусе?

Перед главным восхождением у нас было пробное, на меньшую высоту, оно заняло 6-8 часов. Когда я спускался вниз, то делал этюды — совсем небольшие, где-то по 25 сантиметров. А когда начали готовить снаряжение для подъёма на вершину, я выложил из рюкзака большую часть сухого пайка и вместо него положил картины.

Как прошло самое главное восхождение?

Восхождение началось 13 августа около часа ночи. Все группы выдвигаются примерно в это время, потому что днём на Эльбрусе часто меняется погода, и ночью начинать подъём разумнее всего. Нам повезло: накануне была плохая погода, но в этот день условия были хорошие. Температура держалась где-то на уровне от -10 до -15 градусов. Гид научил меня правильно дышать и ходить в кошках — это специальные альпинистские приспособления, которые надевают на ноги, чтобы не скользить. В отличие от основной массы тех, кто поднимался на Эльбрус в тот день, мы с гидом шли не по прямой, а зигзагом — это, конечно, было дольше, зато позволяло избежать одышки и преждевременной усталости. В итоге к тому моменту, когда мы поднялись на седловину между двумя вершинами Эльбруса, то уже почти всех обогнали. Там мы сделали привал. Как раз восходило солнце, и я увидел такой величественный пейзаж, что перехватило дух. Красоту гор Кавказа трудно передать словами... Затем стали подниматься на западную вершину, и вот это уже было очень тяжело. Но из всех, кто восходил на гору, а там было около двухсот человек, я в итоге пришёл девятым.

Что вы ощущали, когда поняли, что наконец реализовали свой проект?

Честно говоря, к тому моменту, когда я добрался до вершины, то уже едва дышал. На глаза наворачивались слёзы: я был в шаге от осуществления своей давней мечты. Ощущения были совершенно невероятные. На западной вершине Эльбруса есть небольшое плато, и уже на нём — несколько возвышений, одно из которых и считается высшей точкой. Там есть своего рода «памятный» камень: те, кто преодолел подъём, обычно стремятся оставить там что-нибудь в память о своём восхождении — повязать ленточку, установить флажок и так далее. Я поставил картины прямо в снег, расположив их небольшим амфитеатром возле этого камня. Это были те самые этюды, которые я делал, спускаясь с горы — восемь штук я поднял с собой на вершину, ещё около полутора десятков остались внизу. Хотелось, конечно, взять больше, но нужно было контролировать вес рюкзака, и я понимал, что если захвачу с собой слишком много, то придётся что-то выкидывать. Я сделал фотографии, даже снял небольшое видео, а затем начал спускаться.

Спускаться оказалось легче, чем подниматься?

Не сказал бы. К тому моменту солнце уже высоко поднялось и пекло очень сильно, тем более на такой высоте. Ледник начал таять, приходилось проявлять осторожность, да и усталость от подъёма сказывалась. В итоге мы еле-еле спустились примерно к двум часам дня. Надо сказать, что нам сильно повезло с погодой.

Какие мысли посещали вас во время подъёма на вершину?

Гид показал мне полуразрушенное здание, которое находится на высоте около трёх тысяч метров. Это заброшенный корпус психиатрической лечебницы — в советские времена врачи держали здесь душевнобольных, думая, что такие экстремальные условия помогут улучшить состояние пациентов. Я зашёл в это здание, выглянул из окна и увидел вершину Эльбруса в лучах солнца. И мне пришла в голову мысль, что точно такое же зрелище когда-то открывалось запертым здесь людям. Карательная психиатрия в Советском Союзе, как известно, отличалась суровостью и даже жестокостью, поэтому смотреть на гору как бы глазами пациентов было невыносимо. Это произвело на меня очень сильное впечатление.

Вы довольны тем, как реализовали свой проект? Вам удалось выразить всё, что вы хотели?

Это было невероятно круто! Есть огромное удовлетворение от того, что я смог преодолеть себя и исполнить давнюю мечту. К тому же ещё никто и никогда не делал выставку на вершине Эльбруса. Поэтому я считаю, что моё художественное высказывание удалось. Я выразил то, что составляло мой творческий замысел, и остался очень доволен результатом.

"