Posted 22 декабря 2017,, 13:30

Published 22 декабря 2017,, 13:30

Modified 17 октября 2022,, 05:11

Updated 17 октября 2022,, 05:11

Глава ТПП РФ уверен, что в новом году удастся сократить неналоговые платежи

22 декабря 2017, 13:30
Насколько успешным для развития предпринимательства в стране оказался 2017 год. Какие проблемы предстоит еще решать в новом. Об этом в интервью телеканалу РБК+ рассказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Сергей Николаевич, как бы вы оценили итоги уходящего года для развития малого бизнеса?

В этом плане нынешний год носит двоякий характер. С одной стороны, много усилий предпринимается в последнее время. И активно начала работать корпорация (Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства – прим. ред.), и госзаказ для малых предприятий «продавили», масштабы которого увеличиваются. И еще многие другие вещи делаются. С другой стороны, складывается впечатление, что правой рукой мы помогаем бизнесу, а левой просто иногда перечеркиваем эту помощь.

Вот у нас для малого бизнеса существуют девять форм отчетности. И в семь из них внесены изменения. Что такое в форму отчетности внести изменения? Это, значит, что надо переделать все программное обеспечение или купить новое. Даже если форма таблички поменялась, и то уже надо переформатировать. И таких примеров, к сожалению, достаточно много.

Конечно, принятие таких решений связано с расширением налоговой базы, пополнением казны, а также наведением порядка при выдаче лицензий и всевозможных разрешений. У каждого есть свои аргументы, они достаточно весомые.

Есть государственная идея развивать малый бизнес, но возникают бюрократические моменты, которые начинают регулировать.

Сегодня мы, к сожалению, вокруг одной такой цифры, если растем, то очень медленно и по количеству предприятий, и по объему ВВП. Даже сократилось количество занятых в этом секторе. И нам никак не удается сделать прорывные шаги. В первую очередь, мне кажется, это тема работающих в тени, работа так называемых самозанятых лиц.

Неналоговые платежи. Торгово-промышленная палата первой заявила об этой проблеме. Ввели «Платон», собираются вводить реализационный сбор для тяжелого машиностроения. Наносят ли такие платежи ущерб бизнесу?

Я бы не назвал это ущербом, потому что это средства, которые внесены в какие-то там фонды, иногда государственные организации, они тратятся на какие-то цели. Поэтому назвать ущербом невозможно. Но то, что это дополнительная фискальная нагрузка на бизнес, вы правы абсолютно.

В 2015 году эта нагрузка была на уровне 700 миллиардов рублей. Сегодня она уже больше триллиона. Мы вместе с Минфином, с Министерством экономики работали долго и упорно над законопроектом (проект федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - прим. ред.). Он уже в достаточно высокой степени готовности. Но есть замечания президентского государственно-правового управления. Надеюсь, на каком-то варианте, мы все-таки сойдемся, и в ближайшее время этот законопроект поступит в Государственную Думу.

Вам удастся договориться о снижении, допустим, по отношению к 700 миллиардам?

Я надеюсь, что мы гораздо больше сможем сократить после того, как закон заработает. Но необходимость снижения придется доказать по каждому платежу. Вы понимаете, беда не только в том, что эти деньги забирают. Дело еще в том, что предприниматели не знают, как и куда эти деньги тратятся. Ну, например, на экологию. Кто же против того, чтобы мы поддерживали экологию в нашей стране? Но никто же ни перед кем не отчитывается.

Единственное, где стали появляться отчеты, это «Платон». Там поясняется, что сейчас строится за счет средств, которые поступили. Из всех неналоговых платежей, я, честно говоря, даже не знаю, где еще такая отчетность существовала перед обществом.

Как бы Вы оценили работу Фонда развития промышленности с точки зрения оказания помощи бизнесу?

Не только я, но все предприниматели считают, что это лучший институт из всех, которые государство за последнее время создало для развития бизнеса. Во-первых, это самый открытый институт. И решения по финансированию проектов принимаются экспертным советом, где представлены все объединения предпринимателей, сам бизнес представлен там, есть и представители нашей палаты. Понятно, по каким критериям отбираются проекты. Понятно, каким образом проекты потом финансируются. То есть все от первого до последнего шага понятно и прозрачно.

Мы работаем с нашими коллегами в 180 с лишним палатах, существующих в стране. Они также как через наши комитеты и советы, ведут в регионах первичный отбор проектов. Потом наш экспертный совет в палате их оценивает, помогает доработать до уровня, который требуется на большом экспертном совете в Фонде развития промышленности. И после этого мы туда проекты вносим. Мы их естественно рекомендуем. Хочу сказать, мы юридических обязательств не берем. Но чувствуем за собой моральные обязательства, потому что порекомендовали тот или иной проект. И мы отвечаем за то, чтобы он был реализован.

Всего с начала существования Фонда мы рекомендовали 160 проектов, по которым принято решение и которые были профинансированы.

И каковы результаты?

Пока еще нет ни одного проекта, по которому был бы какой-то невозварт или задержка средств. Все до одного идут в графике. Все до одного проекта, которые мы отбирали, профинансированы и работают. Некоторые уже на финише. То есть они закончатся, и будут производиться продукция.

Сергей Николаевич, какие проблемы, беспокоящие предпринимателей, перекочуют в 2018 год?

Среди главных проблем, которые существуют у бизнеса, – это кредитование и финансирование. Но это по всему миру так. Вот Центральный банк сделал решительный шаг – не на 0,25, а на 0,5% снизил ставку. На наш взгляд, 7,75% - очень неплохо и уже очень хороший результат. Но наша экспертная работа показывает, что наиболее активное инвестирование начинается тогда, когда учетная ставка Центрального банка где-то порядка 5%. Бизнесу в любой отрасли, особенно там, где нужны длинные деньги, конечно, нужна минимальная ставка. Поэтому предпринимателям интересен Фонд развития промышленности, потому что там ставка в 5%.

Конечно, нужно, чтобы это все было обустроено с минимальными потерями времени при оформлении. Но должен вам сказать, что с точки зрения взаимоотношения с банком во всех процессах мы выглядим очень достойно. И в этом плане продвигаемся неплохо вверх. Кстати, как и в налоговом администрировании.

Но сегодня при нынешнем уровне инфляции, нам кажется, что разрыв между ставкой ЦБ и инфляцией достаточно серьезный. Можно было бы, конечно, побыстрее «шагать» вниз.

Ваши новогодние пожелания предпринимателям и всем, кто занимается развитием российского бизнеса.

Мне хочется пожелать Торгово-промышленной палате и всем российским предпринимателям веры в себя, веры в свою страну, веру в возможность достижения успеха. В бизнесе по-другому невозможно. Тот, кто не верит, он в бизнесе вряд ли состоится.

Для справки: Сергей Николаевич Катырин является одним из создателей Торгово-промышленной палаты РФ. Это добровольное негосударственное объединение предпринимателей он возглавляет с марта 2011 года. Сергей Катырин включен в состав Экономического совета при президенте России. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденами Почета и Дружбы.

"