Posted 21 декабря 2019, 10:24
Published 21 декабря 2019, 10:24
Modified 17 октября 2022, 10:46
Updated 17 октября 2022, 10:46
Александр Борисович Никитин — советский и российский футболист, нападающий, тренер. Мастер спорта СССР. Родился 4 февраля 1961 года в Сталинграде.
В разные годы выступал за команды «Торпедо» (Волжский), СКА (Ростов-на-Дону), «Малакс» (Финляндия), но главные этапы карьеры футболиста связаны с «Ротором». Долгое время был капитаном команды, в 1993-м году в составе«Ротора» завоевал серебряные медали чемпионата России по футболу. За волгоградскую команду провел более 300 матчей и забил более 100 голов.
Вызывался в Олимпийскую сборную и вторую сборную СССР по футболу. Признавался лучшим бомбардиром чемпионата СССР среди команд первой лиги. В декабре 2012 года Никитина наградили званием «Легенда волгоградского футбола». Был послом Волгограда на ЧМ-2018.
При каких обстоятельствах вы впервые попали в футбольную секцию и почему решили пойти именно туда?
Тогда не было столько информации для молодежи, раздражителей извне, гаджетов всяких. У меня, например, в младших и средних классах была своя тетрадка, куда я записывал все результаты нашей команды. Вклеивал фото, вырезанные из газет. Я был фанатом клуба «Ротор», и не только я, но и все пацаны во дворе, это было главное дело в жизни, великое дело. У нас во дворе на площадке рубились в футбол день и ночь. Начинал я в районной команде «Мотор» в Дзержинском районе. Потом я проявил себя на турнире «Кожаный мяч», и меня пригласили в «Баррикады». Это уже был совсем другой уровень. Это элитная команда, мечта всех мальчишек. Хотя от Жилгородка было далеко, я ездил 13-летним пацаном 4 года, не пропуская ни одной тренировки с 1974 по 1978 год. Это был чемпионат города в основном. Вот такие были мои будни.
Какое воспоминание, связанное с футболом, для вас самое яркое и стоит перед глазами и по сей день?
Когда мы тренировались на «Баррикадах», однажды на тренировку туда приехал основной состав «Ротора» — такие мастера мяча, как Гузенко, Рахимов. Это для нас было счастье смотреть за ними. А уже потом в 10-м классе меня и еще двоих ребят пригласили потренироваться с составом «Ротора». Мы от скромности, когда переоделись, сложили вещи на одном стуле, чтобы не привлекать внимания и не занимать в раздевалке много места.
А в более взрослом возрасте, когда уже состоялись как футболист, что запомнилось больше всего?
Я был еще только на заре карьеры, но не могу об этом не сказать. Первая игра за «Ротор» - это что-то особенное. Она хоть и была товарищеской, играли с кем-то из зарубежных клубов. Ощущения были непередаваемые. Запах травы. Освещение стадиона. Трибуны. Сейчас жизнь уже другая, на такие вещи никто не обращает внимания. Для меня же просто оттренироваться с основной командой и отыграть игру на Центральном стадионе — уже впечатление, которое запомнилось на долгие годы. Мое поколение не думало о деньгах, контрактах, бонусах или премиальных. Это была особая гордость играть за главную футбольную команду города.
Кто повлиял на ваше становление как футболиста и профессионала? Родители, тренеры или собственное упорство и работа на тренировках?
Да, какие родители… У нас был рабочий район, они в 6 утра уже уходили на работу. Поначалу в 1971-м году меня взял тренер Орлов — он был детским тренером, а потом бывший капитан «Ротора» Владимир Степанович Осипов. И именно он повлиял на развитие моей карьеры во многом.
Как вы для себя определяете соотношение труда и таланта в футболе, благодаря какой составляющей состоялись как футболист и голеодор?
У меня был случай еще в юношестве, который является ответом на ваш вопрос, и эта ситуация очень сильно повлияла на мою карьеру как игрока. Мы очень крупно проиграли. И тренер мне говорит: «Саш, у тебя есть талант, но ты относишься к тренировкам, спустя рукава». Казалось бы рядовое промывание мозгов. Но у меня что-то щелкнуло внутри. Образно говоря, мне после того разговора словно гвоздь в голову забили, и я очень серьезно поменял свое отношение к тренировкам. Всегда впредь тренировался на полную мощь, в каком бы я состоянии не был. Я даже сам не ожидал, что так проникнусь словами тренера. Думаю, дело в том, что сразу почувствовал разницу, и это мое состояние с новым отношением мне больше понравилось, тем более и результаты были в игре ощутимые. Что же касается таланта, то он у меня, есть, но не великий. Более того, меня знают, как нападающего, но я в школе в основном играл левым полузащитником.
Ваш авторитет в волгоградском футболе настолько серьезен, что минувшим летом в Волгограде даже прошел турнир вашего имени. Расскажите подробнее, что это за соревнования, по какой системе они проходили?
Да, действительно 30 июня в рамках празднования Дня молодёжи при поддержке администрации Волгограда был организован первый «Кубок Александра Никитина. Легенда № 10». В нем приняли участие четыре команды, которые выступили стадионе «Нефтяник». Все четыре коллектива любительские. Это команды: «Медиа Юнайтед» (сборная волгоградских журналистов), «Красный Октябрь» (команда одноименного металлургического завода), «Коммунальщик» (представители «Концессий водо- и теплоснабжения»), «Волгоград» (сборная любителей футбола). Соревнования проходили в формате «8 на 8» по правилам мини-футбола. Главный трофей разыграли по кубковой системе, а до этого провели жеребьёвку. То есть сначала были сыграны полуфиналы, а затем состоялся розыгрыш бронзовых медалей, ну и главное сражение — финал за Кубок. Он достался волгоградскому «МЮ».
Что посоветуете родителям, которые хотят увидеть своих детей звездами футбола? Постоянно их опекать или нужно дать детям полную свободу, чтобы они сами делали выбор, или же в хорошую школу ребенка устроить?
Это очень сложный вопрос. Вот, например, взять мое детство, родители даже не знали, где я толком занимаюсь, в каком месте, в какое точно время. Ну, знали, что в секцию хожу футбольную, но в детали не вдавались. Ни на одной игре не были. Потом уже отец стал ездить, а мать меня на поле так ни разу и не видела. Район у нас рабочий. Сейчас жизнь другая, люди другие. Я приезжаю в школу «Ротора», столько машин стоит родительских. Все боятся или опасаются чего-то, а может просто быстрее хотят привезти- забрать. Главное, по мне, это не мучить ребенка сильным надзором, не неволить его указаниями и опекой.
А есть вероятность, что школа «Ротора» со временем станет такой же кузницей талантов, как, например, академия Галицкого в Краснодаре, которая уже дает свои плоды и пополнения в основную команду? Ведь в основе "Краснодара" уже сразу несколько совсем молодых футболистов, а мечта Галицкого, чтобы состав на все сто процентов был укомплектован воспитанниками местной спортшколы. Это утопия в современном футболе, который очень коммерциализирован, или при желании можно сделать такую модель жизнеспособной?
Если раньше в 90-е годы у нас в Волгограде был один самых мощных интернатов в стране, то сейчас мы сильно уступаем Москве и другим крупным городам. Там у каждой команды школа, и ребят через них буквально прогоняют по принципу - выживает сильнейший. Кто дает надежды или потенциально представляет интерес, того сразу тянут, а остальные просто проводят время или сидят на лавке. Все очень, как вы правильно сказали, коммерциализировано.
Школа «Ротора» фактически государственная, и те конфликты, которые возникали с тренерами Слуцкого, они - в основном из-за особенностей бюджетного законодательства. Как вы оцениваете, какая форма устройства наиболее жизнеспособная и перспективная в плане подготовки молодых игроков?
Я занимаю в школе «Ротора» должность менеджера по тренировочному процессу и не хочу влезать в административную работу. Поэтому на ваш вопрос ответить не смогу. Но школа «Ротора», которая, кстати, создавалась и при моих усилиях, в том числе мы обсуждали этот вопрос с действующим губернатором, это для меня большая радость.
Тогда уточню вопрос в сторону результата, на который работают оба учреждения. Школа «Ротора» и школа Слуцкого исповедуют две совершенно противоположные философии. В первой подход государственный и соответственно на первом месте часто особенности бюджетного законодательства, вторая – частный проект. Много свободы, но нет никаких гарантий, что талантливый мальчишка продолжит карьеру именно в «Роторе» и сделает вклад в волгоградский футбол. Как вы видите эту проблему?
— Как я уже не раз замечал, есть примеры, когда в ту же столицу в спортшколы «Спартака», «Локомотива», «Динамо» детей с регионов свозят целыми «пачками», а шанс заиграть есть только у единиц. Судьба остальных никого не интересует. По моему мнению, до 16-18 лет мальчишкам лучше играть дома, там, где живут их родители. Что касается школы Слуцкого, то хоть находится она в Волгограде, точнее, дети здесь занимаются, как я знаю, в Городище, в данный момент к школе «Ротора» она отношения не имеет, а значит, у ребят будет своя дорога в большой футбол, скорее всего, минуя нашу команду. Для меня, как для коренного волгоградца, это конечно как-то неправильно. Все-таки определенная ответственность и обязанность перед городом, где ты родился, вырос, научился играть в футбол у ребят должна быть.
Если мы заговорили о «Роторе», то вы сами уже чувствуете приближение такого знаменательного события, как выход в РПЛ? Многие расценивают эту перспективу уже как свершившийся факт.
Я бы не торопился, впереди еще очень много игр. Конечно, все хотят видеть там нашу команду и болельщики, и руководство. Но загадывать не нужно. Как начнут новый год, кого возьмут на усиление… Хотя, по большому счету надо выходить.
У «Ротора» есть все необходимое для игры в РПЛ — верные болельщики, хорошие традиции, крепкий бюджет, наигранный состав?
Это все есть. Тем более, сейчас пришел новый тренер, который работал с самим Лобановским, он должен окончательно наладить все тренировочные процессы.
Александр, редакция издания «НовостиВолгограда.ру» желает вам здоровья, получать удовольствие от работы в школе «Ротора», а нам всем — волгоградцам, неравнодушным к футболу, пожелаем уже через несколько месяцев увидеть наш клуб в РПЛ, и чтобы команда радовала болельщиков и игрой, и результатами.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Волгоградская область: лига чемпионов»