Posted 20 февраля 2018,, 11:58

Published 20 февраля 2018,, 11:58

Modified 17 октября 2022,, 05:45

Updated 17 октября 2022,, 05:45

Непобедимая и легендарная: 100 лет свершений и побед Красной армии

20 февраля 2018, 11:58
«23 февраля - красный день календаря...» - для разных поколений россиян эти строчки как нельзя лучше характеризуют отношение к празднику, который в разное время назывался Днем Красной армии и Флота, затем - Днем Советской армии и Военно-морского флота, а сегодня мы его отмечаем как День защитника Отечества.

В этом году «красный день календаря» совпадает с юбилейной датой - 100-летием создания Красной армии. Правда, сам день 23 февраля был выбран в качестве отправной точки только в 1922 году: 27 января было опубликовано постановление о четвёртой годовщине Красной армии, в котором говорилось: «В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной армии (23 февраля)».

Вообще, дат и событий, так или иначе связанных с зарождением Красной армии, как минимум несколько. Так, декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии был издан 15 (28 - по новому стилю. - Прим. ред) января 1918 года. 18 февраля, после окончания перемирия, возобновилось немецкое наступление на Восточном фронте. А 23 февраля, когда германские полки реально угрожали не только Петрограду, но и всей молодой Советской республике, были опубликованы воззвание советского правительства (Совета народных комиссаров) «Социалистическое отечество в опасности» и воззвание военного главнокомандующего Н.Крыленко, в котором содержался призыв «Все к оружию. Все на защиту революции». По одним данным, именно в этот же день началась запись добровольцев в ряды РККА, по другим - первые призывные пункты появились только 25 февраля.

Позже появилась версия о первом бое под Псковом и Нарвой, в котором новорожденная Красная армия остановила германские войска, двигавшиеся вглубь России, хотя сегодня многие историки не вполне согласны с такой трактовкой и самого боя, и его значения.

О дате 23 февраля 1918 года, о том, кому обязана Красная армия своими победами, как возвращение погон повлияло на исход Великой Отечественной и зачем Министерству обороны Instagram - обо всем этом в преддверии юбилейной даты мы поговорили с подполковником запаса, директором музея-заповедника «Сталинградская битва», руководителем регионального отделения Российского военно-исторического общества Алексеем Васиным.

Алексей Викторович, как Вы, человек военный (Алексей Васин 20 лет отдал службе в Вооруженных Силах. - Прим.ред), относитесь к дате 23 февраля именно с исторической точки зрения? Согласны с ее определенной условностью?

Для меня не имеет большого значения условность этой точки отсчета. Ведь армия де-факто уже существовала, прелюдию создания ее мы тоже знаем - развал великого государства, смена строя, демонтаж той сильной, могучей армии. Хотя две трети офицеров служили в Красной армии так называемыми военспецами, называть ее правопреемницей прежней армии из идеологических соображений, понятно, не могли.

Наверное, историкам еще есть что изучать в этом периоде, но мне сложно сейчас представить, что мы придем к какой-то однозначной объективности этого процесса. Все слишком сильно было идеологизировано, мифологизировано. Поэтому для меня вопрос «почему именно 23 февраля?» никогда не был особо первостепенным, так как само назначение этой даты - это отсечение очень серьезных и славных побед и традиций российского воинства. И введение в 1942 году орденов Суворова, Кутузова, Невского, по моему мнению, стало одним из проявлений возвращения к этим традициям.

Но ведь нельзя же говорить, что боеспособность Красной армии основывалась только на военспецах. А как же вера в новую власть, массовая запись в добровольцы, организующая роль большевистских лидеров, Троцкого, например?

Военный гений Троцкого для меня достаточно условный, он, скорее, идеологический - ведь Троцкий сумел убедить пойти в ряды РККА тех людей, которые были, по сути, освобождены от присяги отречением царя. Они же присягали царю и Отечеству, вот Отечество осталось, а царя нет. Поэтому когда многие говорят, что основой РККА стали военспецы-клятвоотступники, тут я сильно сопротивляюсь. Русская армия была сильнейшей на континенте, и их опыт, знания, они стали основой боеспособности Красной армии. И именно в Первой мировой, в той, царской армии берет начало и военный гений Жукова, и Конева, и Василевского и других наших великих полководцев, которые почти все тогда были унтер-офицерами. Жуков в своих мемуарах, например, признавал, что именно этот период жизни сформировал его как военного.

Славные традиции РККА зиждились все-таки не на лозунгах, а на боевой выучке и боевом опыте тех, кто научился этому чуть-чуть раньше, чем она создалась. И не случайно уже много позже, посреди Великой Отечественной войны, институт комиссаров был заменен на политработников. Это ведь почему произошло? Потому что уже стало понятно, что идеология - да, это все здорово, но армия должна в первую очередь опираться на командиров. Это было уже после Сталинграда, когда и форму одежды поменяли, вернули погоны – то, от чего уходили в свое время. И это тоже показательно, так как пришло понимание, что эти сермяжные, крестьянские треугольнички, ромбики и так далее – все это не отражало все-таки офицерство как таковое. На мой взгляд, командный состав Красной армии офицерами себя почувствовал, именно когда погоны вернули.

Сталин, кстати, понимал, что сама форма одежды в РККА не отражала офицерского достоинства и высоты звания. Когда было принято решение о введении новой формы одежды, ему столько образцов привезли - весь кабинет был увешан, вплоть до того, что ленты какие-то через плечо. И в том числе были и образцы формы царской армии – те, которые потом были приняты за основу в советской армии. Сталин спросил: «Сколько лет эта форма существовала?» - «Ну, несколько десятилетий», - ему сказали. «За все время какие изменения вносились?» - «Вместо шести пуговиц стало пять». Тогда он и сказал: «Если за столько лет нужно было изменить только одну пуговицу, давайте ничего не будем выдумывать». И эта форма потом еще полвека прослужила.

Алексей Викторович, а с кем для Вас ассоциируется «непобедимая и легендарная», чьи имена в историю Красной армии золотом вписаны?

Вы знаете, не считаю корректным для себя выделять кого-то. История уже всем воздала по заслугам. Жуков на стременах на Красной площади стоит и будет всегда там стоять, Рокоссовский - у нас здесь, в Волгограде и так далее. Как можно определять, кто лучше, кто хуже, ведь за каждым полководцем стоит непростое решение - отправлять на смерть тысячи и тысячи людей, какая бы операция не была – оборонительная, наступательная. Любая из этих операций внесена в анналы истории, как и те личности, что их разрабатывали. И это особенно понимаешь, когда сам сталкиваешься с непосредственной боевой операцией - вот тогда реально оцениваешь, какие решения приходилось принимать нашим маршалам победы, командующим фронтами. Когда ты участвуешь, например, в операции по освобождению Грозного и сопоставляешь эти потери с теми масштабами, что были в войну, вот тогда понимаешь, что судьба любого маршала – это трагичная судьба.

Наши оппоненты нередко заявляют о том, что советское военное искусство никчемно, что наши маршалы могли только заваливать врага трупами своих солдат, и в этом, мол, все объяснение их побед. А все ли при этом понимают, что организация войны - только сама организация – это трудная штука: это миллионы людей, оторванных от своих базовых центров, воинских частей, надо накормить, напоить, помыть, обстирать, вооружить, перебрасывать... Каким могучим людям это дано ?

Но в то же время я думаю, что все эти гении военной стратегии и тактики ничего бы не смогли без простого русского Ивана, без простого солдата. Вот его надо в первую очередь возносить на пьедестал.

Великая Отечественная — тут все понятно, а как вы оцениваете современную армию? Опыт Афганистана, Чечни - все это совпало с тяжелым временем развала страны и развала армии, боевой опыт удалось сохранить?

В первую очередь я бы вот что отметил: несмотря на демонтаж армии по политическим соображениям, очень важно, что офицеров, которые присягали Советскому Союзу, не заставили переприсягать Российской федерации. Это крайне важный момент, и это позволило сохранить ту основу, на которой потом возрождалась наша армия. Да, потерь много было, боевой опыт той же афганской войны во многом был утерян. Мы особенно ощутили это в первую чеченскую, но уже во вторую все было учтено - все операции, которые проводились, даже по штурму Грозного, где находились более подготовленные части боевиков, чем в первую кампанию, они все были успешными.

После этого боевой опыт перестал уходить в песок. А ведь такого боевого опыта ни одна армия мира не имеет, не зря у нас учатся офицеры не из одного десятка стран.

Выводы сделаны из всего, даже из той же формы одежды: раньше одна и та же шинель была и на севере, и на юге, и сапоги с портянками - и сейчас сравните что мы имеем, тот же «Ратник» взять. С точки зрения разума армия сильно вперед шагнула.

Мы перестали разбрасываться блестящим офицерским составом — Шойгу, став министром обороны, вернул в строй боевых генералов, которые имели опыт Чечни, Карабаха и т. д., и сегодня многие работают советниками. Армия сбросила лишний вес и приобрела мобильность. Боевая работа сегодня не упирается «в лопату», как раньше, когда оценку боевым частям давали по тому, сколько окурков нашли на территории и как покрашены бордюрчики. Теперь этого нет, оценка боевым частям дается по результатам реальной работы - по итогам учений, состязаний всеармейских, по индивидуальной подготовке военнослужащих. А последние внезапные проверки, когда с запада на восток перебрасывались дивизии и армии — это ли не показатель боеспособности?! Но, конечно, в совершенстве боевой подготовки пределов нет.

Алексей Викторович, а в современных условиях одного года срочной службы, по-Вашему, достаточно для поддержания боеспособности армии?

В мирное время — да, достаточно, я считаю. Для тех задач, которые армия сегодня решает, этот срок достаточен для боевого развертывания в военное время.

А как же новое высокотехнологичное вооружение, его могут освоить за год призывники?

На это есть контрактная служба, офицерский состав. И потом - техника, с одной стороны, усложнилась, а с другой - стала проще в управлении. Броневая техника, например, намного проще стала в части ее использования, мне есть просто, с чем сравнивать. Так что года достаточно, я думаю. Да, есть над чем работать с допризывной молодежью, ДОСААФ разворачивать и т.д., это делать сегодня необходимо. Вообще, мне кажется, даже год службы по призыву нужен хотя бы потому, что армия - это лучшая школа жизни для мужчины, особенно, когда не надо картошку чистить и полы драить, я в этом твердо убежден.

Алексей Викторович, по опыту операции в Сирии мы видим, как возросла роль информационного сопровождения деятельности армии. Не случайно у Минобороны появились аккаунты в соцсетях, в том же Instagram, к примеру. Ваша кандидатская диссертация, я знаю, тоже посвящена этой теме?

Да, сегодня эта тема выходит на один из первых планов, я бы сказал. Ни одну войну не выиграешь, не выиграв ее информационно. На заре 90-х вы помните, как тогда фактически умножили на 0 все наши победы, объявив их чуть ли не пирровыми. Делали это, используя медийные ресурсы, деморализовав самую большую и сильную армию в тот момент. Из этого были сделаны соответствующие выводы, и мы сегодня имеем совершенно другой психологический климат в Вооруженных Силах: позитивный образ армии, престиж службы резко увеличился — попробуйте-ка поступить в военное училище сейчас, конкурс такой, что любой гражданский вуз обзавидуется.

Грамотное информационное сопровождение деятельности войск сегодня очень важно, его вообще надо в отдельный вид ВС выводить, я считаю. «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести», - это же не я сказал. Это деятельность особенно в мирное время должна быть на острие. И в других странах это тоже хорошо понимают. Вот в Америке проводили недавно исследование, что людей заставляет гордиться своим государством. Результаты такие: на 1 месте армия, потом спорт, история и культура. Так что армия всегда на первом месте для великих держав. Это еще и инструмент воспитания гордости за свою страну. Когда люди смотрят военные парады, видят эту мощь, эту новейшую технику, ведь первое, что они испытывают - это гордость за страну. Это большое дело.

Ну и в завершение нашей беседы не могу не задать вам вопрос уже не как человеку, отдавшему 20 лет армейской службе, а как директору крупнейшего военно-мемориального музея. Чем музей-заповедник «Сталинградская битва» отметит 100-летие Красной армии?

Конечно, мы не можем обойти такую значимую дату, ей у нас посвящена отдельная выставка. Делаем мы ее сознательно в мемориально-историческом музее, потому что это это уже вопрос больше идеологический — русское воинство началось еще до РККА, а мемориально-исторический музей как раз из дореволюционной эпохи, и в этом есть определенный символизм. Этой выставкой мы хотели не только свое отношение проиллюстрировать к 100-летнему юбилею, к армии, но и хотели, чтобы люди к этому тоже прикоснулись, особенно молодежь, нам всем есть за что армию благодарить. Так что с 21 февраля ждем волгоградцев и гостей города в музее на выставке «В сверкании штыков и орудийном громе…»

"