Posted 14 декабря 2017, 08:39
Published 14 декабря 2017, 08:39
Modified 17 октября 2022, 05:48
Updated 17 октября 2022, 05:48
И все же заблаговременная покупка влечет ряд рисков. Самый главный связан с тем, что, вложив миллионы, заветной жилплощади можно так и не дождаться. Сегодня в Волгоградской области в перечень проблемных объектов включены 44 многоквартирных дома, в строительство которых вложились 3800 человек.
Почему объекты недвижимости приобретают статус «проблемных»? Что требуется компании, которая берется достраивать «замороженный» объект? Что ждет строительную отрасль региона? На эти и другие вопросы корреспонденту ИА «НовостиВолгограда.ру» ответил генеральный директор «СК «Пересвет-ЮГ», президент НП «Союз строителей Волгоградской области» Алексей Цуканов.
Алексей Анатольевич, компания «Пересвет-ЮГ» стала настоящей «палочкой-выручалочкой» для дольщиков. Вы уже взяли на достройку несколько сложных объектов, а теперь дольщики ЖК «Парк Европейский» просят, чтобы ваша команда помогла и им...
Каждый долгострой для компании-санатора, какой мы являемся, - это «кот в мешке». То есть мы сразу всей полноты проблемы не можем видеть. Заранее невозможно предугадать, какие проблемы ждут нас на пути к завершению строительства проблемного объекта, для этого проводится большая работа и свое заключение готовят экономисты, юристы, проектировщики. К «Парку Европейскому», ввиду того, что он самый масштабный — там 1800 дольщиков, мы очень осторожно подходим, пытаемся спланировать, каким образом его можно встроить в нашу строительную программу, какие необходимы источники финансирования, каким образом региональные власти могут помочь в завершении строительства данного объекта.
«Пересвет-ЮГ» — первая компания в регионе, которая взялась достраивать проблемные объекты. Сколько сегодня у вас таких комплексов?
Первый большой объект, где в числе пострадавших оказался 71 человек, мы забрали летом прошлого года — это дом на Лавочкина, 7, который будет сдан уже в декабре. Вторым объектом стал знаменитый «Атлант»: в мае подписали соглашение, по которому обязались с октября 2018 по октябрь 2019 в три этапа ввести 6 секций — это еще больше 200 дольщиков. И буквально в сентябре мы забрали объект «Доминант», тоже многострадальный, известный на весь регион, там порядка 300 дольщиков. То есть суммарно в течение года мы взяли на санацию 5 домов и 600 дольщиков. В декабре мы сдали один дом «Доминанта», два остальных будут сданы в июне 2018 года, до конца года, как я уже сказал, сдаем Лавочкина, 7 и «Атлант» до конца 2019 года.
Звучит так легко и просто, но, наверное, сложно достраивать за другими организациями?
Сложности, безусловно, есть. Когда объект становится долгостроем, этому предшествует некая дезорганизация компании, которая строила - нарушаются связи между сотрудниками, подрядчиками, проектировщиками, поэтому, как правило, когда мы на объект заходим, то документация находится в ужасном виде или полностью отсутствует. К тому же объект должным образом не законсервирован, а просто брошен — приходится проводить экспертизу части произведенных работ и осуществлять восстановительные мероприятия. Вот, в частности, в ЖД «Атлант» специалисты вынуждены снимать верхние плиты перекрытий и снимать кирпичную кладку. В итоге получается местами этаж, местами пол-этажа — уже существенный объем работы. И лишь после этого мы можем приступить к работе по возведению объекта. На «Доминант» когда зашли, то там были полностью разукомплектованы лифты, вырезаны все провода, которые вели техподстанции к домам, перерезан кабель на башенном кране, окна разбиты.
Прежде, чем составить план-график работ, какая документация прорабатывается, оформляется?
Прежде, чем рождается план-график, идет важная и кропотливая работа, которую не видно. Свои задачи выполняют представители правоохранительной системы, комитет по строительству, стройнадзор. Дело в том, что причина всех возникших ситуаций (существование недостроенных жилых комплексов — прим. ред.), и я , как экономист, в этом уверен - не плохая экономика в строительстве, а в том, что за каждой подобной стройкой есть бенефициары, которые скрыты за офшорными компаниями, либо скрыты за номинальными директорами, номинальными учредителями. В результате ответственность размывается и эта коллективная безответственность порождает долгострои и тысячи обманутых людей. Когда «Пересвет-ЮГ» заходит на объект, то приходится решать вопросы передачи объектов, подписания документов и многие другие. Все перечисленные этапы проводятся до составления плана-графика и могут занять от полугода до года.
Все это время вы в тесном контакте с региональной властью?
Региональная власть в последние годы активно занимается проблемой обманутых дольщиков и занимает конструктивную позицию: прорабатывается ряд проектов, которые позволяют, к примеру, передавать новому застройщику землю без торгов, застройщики освобождаются от платежей за аренду в местные бюджеты, им оказывается поддержка по техподключениям домов. На сегодняшний день мы близимся к тому, что все объекты будут распределены между застройщиками. Я думаю, что совместными усилиями с региональными властями проблему обманутых дольщиков мы решим.
Почему «Пересвет-ЮГ» вызывает доверие жителей и региональной власти?
Наша компания — это крупнейший застройщик региона. 4,5 года мы на рынке и за это время ввели 300 тысяч квадратных метров жилья, 96 тысяч из которых будет сдано в этом году. Наличие большой доли собственных оборотных средств позволяет нам брать и достраивать сложные объекты.
Алексей Анатольевич, прошел почти месяц с того момента, как Вы возглавили Союз строителей Волгоградской области. В каком состоянии находится сегодня отрасль региона, каковы перспективы?
В строительной отрасли региона есть свои проблемы. Даже если объемы сократились, но жилье продолжает строиться, то можно говорить, что отрасль жива. Как президент Союза строителей я буду стремиться консолидировать представителей стройиндустрии, чтобы совместно вырабатывать на региональном уровне законодательные инициативы, которые помогут в развитии отрасли. Сейчас вызовом является проблема обманутых дольщиков. Она поставила под угрозу существования всю строительную отрасль — ранее было объявлено, что долевое строительство через 3 года должно прекратиться. Это определенная трудность, потому что сегодня, если брать Россию, застройщики используют 4 триллиона средств дольщиков. Проектное финансирование повлечет рост себестоимости, а значит и цена квартир вырастет на 20% - 30%.
Какие тенденции сегодня на рынке? Какое жилье предпочитают волгоградцы - «эконом»- класса или «комфорт»?
Стандарты для жилья класса «эконом» и «комфорт» сильно сблизились. Сейчас «эконом» — это не значит жилье низкой пробы, это, в принципе, те же самые квартиры, что и «комфорт», зачастую все отличия в метражных характеристиках. При выборе покупатели больше смотрят на локацию объекта и на развитие инфраструктуры вокруг — детские сады, школы, общественный транспорт. Сегодня основная застройка «Пересвет-ЮГ» - микрорайон «Комарово» - преображается под влиянием этой тенденции, появляются новые соцобъекты. Так, у нас уже подписано соглашение с Минстроем на возведение детского сада, подписано соглашение на строительство дороги, которая, безусловно, улучшит транспортную доступность. В планах на следующий год - подписать соглашение на строительство школы.
Эксперты говорят о том, что за последние годы в регионе снизилось количество сделок по приобретению жилья. Так ли это?
Пик по объему строительства и продажам пришелся на 2014 год. С тех пор объем сделок действительно снизился - за счет сокращения строительства, за счет того, что большое количество покупателей ушло на «вторичку». Мое мнение: по мере того, как мы будем решать проблемы долевого строительства с региональными властями, спрос будет переориентироваться в пользу первичного рынка. Все-таки новое жилье — это другие ресурсы, другие характеристики, все показатели значительно выше, нежели у квартир, построенных 30-40-50 лет назад.
Наше интервью проходит, можно сказать, в преддверии Нового года. Что для Вас значит этот праздник? Или это не повод забыть о работе?
Я достаточно спокойно воспринимаю все праздники. Любимый праздник - 9 мая, День Победы. Новый год — это просто черта, которую мы переходим и подводим итоги того, что сделано, составляем планы на будущий год. Так что это просто новая точка отсчета для работающего человека.
А раньше, до того, как строительный бизнес занял всю Вашу жизнь?
Были другие виды деятельности. Возьмем учебу в университете — сдаешь одну сессию, идешь к другой.
А в спорте также?
Также. Только там соревнования. Идет долгая подготовка к соревнованиям, соревнования прошли, победил - не победил.
Кстати, о спорте. Вы возглавляете региональную федерацию бокса. Как развивается бокс в нашем регионе? Волгоградцы проявляют себя?
У нас в регионе открыты более 45 частных и муниципальных залов, работает 71 тренер — это хорошая база для развития массового спорта. Массовый спорт дает нам спорт высоких достижений. Пятеро волгоградцев сегодня являются членами сборной России. Два супертяжеловеса — Артур Сусленков и Максим Бабанин, оба мастера спорта международного класса, Максим Бабанин в этом году стал призером Чемпионата Европы в Харькове и 5 место занял на Чемпионате мира в Гамбурге. В экспериментальную сборную также вошли Альберт Родионов, он был чемпионом России среди юниоров, теперь рассматривается в качестве кандидата на молодежный Чемпионат Европы. У нас есть прекрасный спортсмен Никита Набиев - чемпион России и участник Чемпионата Европы, в женской сборной Ангелина Цатурян — призер Европы, победительница международных игр в Гуанчжоу.
То есть этот год один из самых «урожайных»?
Один из самых «урожайных» за последние несколько лет. Отрадно, что мы по-прежнему находимся в элите российского бокса. Я это связываю с сильными традициями, которые мы поддерживаем до сих пор: региональная Федерация бокса обеспечивает финансирование 20 внутренних турниров, один из которых класса «А», где за победу присваивают звание мастера спорта, также выделяются средства на участие волгоградцев в 60 выездных соревнованиях по всем возрастам. Но самое главное в любом виде спорта — это энтузиазм. Тренера должны гореть, воодушевлять ребят, чтобы они стремились к новым вершинам. Любая материальная база ничто, если нет тренера.
И ведь нередко занятия боксом перерастают из хобби в работу...
Бокс — это не только способ добиться положения в обществе, но еще и бизнес. Многие спортсмены становятся успешными людьми. Мы проводили в Волгограде турнир «Воины из стали». Приезжал Сергей Ковалев — чемпион мира среди профессионалов, Денис Лебедев. Они обязаны боксу известностью, он же сделал их состоятельными людьми, что в нашей жизни немаловажно.
Алексей Анатольевич, мы сегодня затронули несколько направлений Вашей работы. Пора задать обобщающий вопрос: какие у Вас планы на 2018 год?
Окончательно купировать проблему обманутых дольщиков, восстановить доверие рынка долевого строительства, наращивать объемы производства. Ну и чемпионат мира по футболу на повестке. Важно, чтобы Волгоград достойно принял мундиаль и гости нашего города остались довольны. Много уже сделано и надо отметить, что перемены пошли на пользу.