Эдгар Петросян: реальной экономии на госзакупках в Волгограде не происходит
Интервью

Эдгар Петросян: реальной экономии на госзакупках в Волгограде не происходит

6 ноября 2019, 16:56Никита ДробныPhoto: novostivolgograda.ru / facebook.com
Последние два месяца года — любимое время для чиновников, отвечающих за госзакупки. В этот период госучреждения увлечённо занимаются сведением баланса и как никогда охотно тратят бюджетные деньги на самые разнообразные вещи — от автомобилей и офисной мебели до сувенирных кружек и постельного белья.

Многие подобные закупки привлекают внимание общественности и вызывают массу неудобных вопросов. Зачем волгоградские муниципальные учреждения так торопятся с заключением контрактов на благоустройство? Ради чего областному комитету срочно потребовались компьютеры в промышленных масштабах? Почему стартовая стоимость почти любого контракта искусственно завышается и какая от этого выгода чиновникам? О том, как в Волгограде устроена система закупок и почему о реальной экономии на госзаказе говорить не приходится, корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» рассказал Эдгар Петросян — эксперт проекта «За честные закупки» штаба ОНФ в Волгоградской области.

Photo:Руслан Герасимовnovostivolgograda.ru

Под конец года государственные и муниципальные учреждения традиционно проводят большое количество закупок. Бытует мнение, что во многих случаях это обусловлено банальной необходимостью осваивать бюджет, который выделен этим организациям. Насколько это мнение обосновано?

Да, это на самом деле происходит из года в год. Дело в том, что бюджеты госучреждениям в течение года выделяются неравномерно, и если какая-либо организация до конца года не освоит предоставленные ей средства полностью, она будет иметь очень большие шансы в следующем году недополучить непотраченную сумму. Поэтому к концу года учреждения действительно пытаются в максимально короткие сроки освоить бюджет.

Означает ли это, что среди таких закупок велик процент необязательных, без которых вполне можно было бы обойтись?

Мы видим, что из-за необходимости осваивать бюджет госучреждения не всегда закупают по-настоящему нужные им вещи. К тому же все основные закупки планируются, а внеплановые, бывает, проводятся не вполне корректно. Случается, что товары приобретаются дороже рыночной стоимости или не совсем конкурентным способом — на первый взгляд это обычный аукцион, конкурентная закупка, но в итоге контракт заключают с единственным поставщиком, который заявился.

С чем связано большое число таких случаев и как его сократить?

Это связано с бюджетной политикой, так как средства, по идее, должны приходить сразу в начале года, но на практике происходит иначе. В той же самой сфере дорожного строительства многие аукционы проводятся только во второй половине года, и в итоге у нас вечно строят дороги в ноябре, а то и в декабре. Всем понятно, что в снег или сильный дождь асфальт уже класть нельзя, но его всё равно кладут, поскольку надо освоить средства. Потом мы видим, что новые дороги через год или два уже приходят в критическое состояние.

В последнее время органы власти и государственные учреждения Волгоградской области под конец года стали активно закупать автомобили, компьютеры и мебель. Это тоже обусловлено освоением средств — мол, вещи нужные, лучше купим сейчас, раз потом всё равно пригодятся?

Частично это обусловлено освоением средств, но нельзя забывать, что в Волгоградской области только что обновился состав Думы и администрации. Естественно, новые депутаты хотят «подновить» всё за старыми представителями законодательного собрания.

С облдумой всё понятно, но зачем, например, комитету соцзащиты Волгоградской области к концу года потребовались почти триста компьютеров? В закупке не поясняется, для чего приобретаются те или иные товары, поэтому остаётся непонятным, зачем нужна вся эта техника. К чему покупать буквально сотни компьютеров и потом раз за разом этот процесс повторять?

На самом деле эти закупки, возможно, имеют вполне здравый смысл. Но, к сожалению, во многих случаях в документации не прописывается, для чего именно приобретаются те или иные товары. Это не является обязательным требованием. Некоторые организации такие подробности указывают, а некоторые — нет, и мы можем только догадываться, зачем эти закупки проводятся. В каких-нибудь внутренних документах пояснения, скорее всего, есть, но эти документы не всегда публикуются.

Власти постоянно рассказывают об экономии на закупках и об их эффективности. Но на деле особой экономии почему-то не видно — взять хотя бы объявленный аукцион по закупке «УАЗика» для службы спасения: грузовик собираются купить по цене в полтора раза выше рыночной. И это не единственный случай завышения начальной цены контракта. Почему не видно реальной экономии на госзакупках в Волгоградской области?

Начальная цена контракта формируется на основании запроса предложений, и те фирмы, которые выставляют цену, обычно так или иначе заинтересованы в её максимальном завышении, чтобы потом был порог для её снижения. Снижение цены в ходе конкурса может составлять 10-20%, и это даёт чиновникам возможность отчитываться об успехах: смотрите, какие у нас конкурентные процедуры! В итоге эта изначально завышенная цена снижается в момент закупки. По факту товар закупается по нормальной стоимости, но в отчёте заказчик напишет, что у него бешеная экономия. Реальной экономии не происходит, но на бумаге всё хорошо. Мы, когда смотрим отчёты, всегда удивляемся, какие наши чиновники молодцы и как здорово они экономят средства, но это далеко не всегда является реальностью.

Недавно руководителя МБУ «Центр благоустройства и озеленения Красноармейского района Волгограда» оштрафовали за нарушения при госзакупках — оно состояло в том, что не выдерживались положенные сроки по заключению контрактов. Глава Красноармейского района с этим штрафом не согласен и даже намерен судиться, чтобы его оспорить. Насколько это серьёзное нарушение и справедливо ли возмущение чиновников?

Если организация не выдерживает сроки заключения контрактов, это может ей грозить внесением в число недобросовестных заказчиков, по аналогии с реестром недобросовестных поставщиков. А это, по факту, может грозить данному учреждению банкротством. Если муниципальное учреждение больше не сможет осуществлять закупки, оно столкнётся с существенными проблемами в своей деятельности.

В прошлом году в Волгограде было немало резонансных закупок, которые провоцировали скандалы — это и приобретение внедорожника заводом «Титан-Баррикады», и другие неоднозначные эпизоды. Как ведётся работа ОНФ по контролю госзакупок в этом году и были ли в 2019-м настолько же громкие истории?

Не могу сказать, что в этом году было что-то настолько же громкое. В рамках проекта «За честные закупки» ОНФ мы постоянно наблюдаем, отслеживаем и мониторим деятельность государственных органов — например, следили за ходом закупок по ремонту Центральной набережной. Всё идёт в рамках обычного рабочего процесса. Каких-то совсем уж резонансных скандалов, как в прошлом году, я назвать не могу.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter