Posted 16 марта 2018,, 13:40

Published 16 марта 2018,, 13:40

Modified 17 октября 2022,, 05:50

Updated 17 октября 2022,, 05:50

Мы (не) ждём перемен

16 марта 2018, 13:40
Выборы президента России, которые состоятся в ближайшее воскресенье, не вызывают у большинства волгоградцев особого ажиотажа. Однако местным властям удалось найти крайне действенный метод повышения явки, и он, вне сомнения, сработает на все сто.

Конечно же, я имею в виду референдум о возможном переходе на местное время. Если бы не он, на избирательные участки гарантированно пришли бы разве что пенсионеры (по привычке и ради продуктов по «социальным» ценам) и, возможно, молодые люди, голосующие впервые (из любопытства и ради обещанных билетов на футбол). Референдум же привлечёт даже предельно аполитичных волгоградцев, которые изначально планировали проигнорировать выборы.

Не стану пытаться посчитать, сколько раз за последний месяц мне приходилось слышать фразу «Я пойду на выборы только ради референдума». Её произносят самые разные люди, от университетских профессоров до продавцов. Волгоградцы спорят о «битве за время» дома и на работе, в общественном транспорте и кафе, в супермаркетах и на улицах.

И у сторонников, и у противников смены часового пояса — свои аргументы, подчас весьма неожиданные. «Я не за президента голосовать пойду, а за время», — говорит крепкий мужчина лет пятидесяти своему более молодому собеседнику. — «Надоело, что приезжаешь с утра на рыбалку — а солнце уже в зените стоит». «Мы с мужем только на референдум придём. Нельзя, чтобы время меняли. У нас же на Москву всё завязано, вся логистика полетит», — объясняет подруге делового вида женщина лет тридцати пяти.

Остаётся лишь поаплодировать волгоградским властям — могут же проявлять проблески гениальности, когда захотят. Манёвр с референдумом удался на славу, затмив и голосование за проекты благоустройства, и подарки от облизбиркома. Но вот в чём загвоздка: в глазах жителей региона вопрос о выборе часового пояса, похоже, намного важнее, чем политическая борьба за президентский пост. Спрашивается, почему?

Ответ прост: волгоградцы понимают, что выбор часового пояса прямо и непосредственно скажется на их дальнейшей жизни. Отказ от московского времени подразумевает определённые перемены (к лучшему или к худшему — каждый решает сам). И тот факт, что власти интересуются мнением жителей по этому вопросу, а не пытаются навязать им собственную точку зрения, как это произошло в Саратовской области, заставляет людей считать себя значимыми. Они чувствуют, что их голоса будут иметь вес. Они понимают, что от их решения действительно будет что-то зависеть. Иными словами, даже если ты не веришь, что твоё голосование на президентских выборах изменит что-либо в масштабах страны, ты всё равно на них явишься, чтобы как-то повлиять на ситуацию в своём родном регионе.

Референдум полезен для чиновников ещё и тем, что тема исчисления времени вечна. Если в ближайшее воскресенье волгоградцы проголосуют за смену часового пояса, это понравится далеко не всем, — следовательно, начнётся агитация за возвращение «к Москве», как это сейчас происходит в Саратове. Поскольку всегда будут люди, которым с точки зрения «биологических часов» удобно жить по московскому времени, и те, кому по тем же самым причинам это доставляет неудобства, в эту игру волгоградские власти смогут играть сколь угодно долго. Нужно будет — через два года ещё один референдум проведут, если потребуется отвлечь внимание населения от чего-то более важного (скажем, от того факта, что каждый шестой житель области, согласно официальной статистике, балансирует на грани нищеты).

Ровно по той же причине для волгоградцев приоритетнее референдум, нежели голосование за кандидатов в президенты. Даже с точки зрения далёких от политики людей результат выборов-2018 предсказуем, и у избирателей есть смутные подозрения, что «всё уже решили за них». Перефразируя известную песню, «мы не ждём перемен». Поэтому выбор часового пояса выступает своего рода отдушиной, способом продемонстрировать, что какие-то решения по-прежнему зависят от воли электората. Повышенное внимание населения к местным проблемам при практически полном безразличии к более масштабным вопросам — это тревожный симптом.

Впрочем, нельзя утверждать, будто волгоградцы (и россияне в целом) вообще ничего не ждут от президентских выборов. Недавно учёные заявили, что незадолго до 18 марта в стране понизилась рождаемость. Напрашивается вывод: если избиратели и ожидают от ближайших шести лет каких-либо перемен, то в повышении своего уровня жизни они как минимум не уверены.

"