Posted 29 октября 2021, 15:04
Published 29 октября 2021, 15:04
Modified 17 октября 2022, 11:49
Updated 17 октября 2022, 11:49
Одна из проблем, угрожающих реализации важных городских и региональных проектов в Волгограде, связана с так называемыми «профессиональными жалобщиками». Компании, которые намеренно пытаются срывать важные торги — откуда они берутся и кто за ними стоит? «НовостиВолгограда.ру» рассказывает, чем опасны «профессиональные жалобщики» и почему им так сложно дать достойный отпор.
Обжаловать итоги торгов закон не запрещает. Более того, жалобы на госзаказ — нормальный способ бороться с нарушениями при проведении закупок. Но бывает, что этот инструмент используется не ради восстановления справедливости, а для извлечения прибыли и тайных попыток повлиять на выбор подрядчика.
Случаи, когда компании из других городов, не принимавшие участия в электронных аукционах, внезапно оспаривали итоги торгов и пытались сорвать подписание контрактов на солидные суммы, отмечались в Волгограде уже не раз. Например, в прошлом году УФАС было вынуждено приостановить торги по благоустройству парка «Долина» стоимостью 77 млн рублей из-за жалобы барнаульской компании ООО «КС-Строй». Собственных бизнес-интересов в Волгоградской области у «КС-Строя» не было — но фирма попыталась сорвать именно эти торги и отняла немало времени у антимонопольной службы, которой пришлось проверять жалобу и официально признавать её необоснованной.
Помимо благоустройства парка «Долина», ООО «КС-Строй» проявляло подозрительный интерес и к другим крупным закупкам в Волгограде. Барнаульской фирме не понравились итоги аукционов на ремонт дороги от Михайловки до Котово и на капремонт в Волгоградской областной клинической больнице №1 для размещения регионального сосудистого центра. В обоих случаях речь шла о важнейших инфраструктурных проектах и огромных суммах. В обоих случаях заявления были признаны необоснованными.
Другие «антигерои» волгоградского госзаказа — ООО «Джули» из Екатеринбурга. У этой компании крайне специфическая репутация. С момента регистрации в июне 2020 года и до сентября 2021-го она успела подать более 660 жалоб на торги в разных регионах России. Почти все контракты, на которые жаловались представители ООО «Джули», касались строительства и благоустройства. Сама фирма никогда не принимала участия в госзакупках.
«Данная организация бомбит “ковровыми бомбардировками” все УФАСы жалобами на закупки в области строительства, реконструкции и капитального ремонта», – сообщал Telegram-канал «Новости УФАСов» в июне 2021 года. – «Из 447 рассмотренных жалоб признаны обоснованными 135, 24 – обоснованными частично, 288 – необоснованными. Данных об участии этой организации в закупках нет, т.е. заявок на участие в закупках ООО «Джули» никогда не подавало».
В Волгограде «санитары госзаказа» из ООО «Джули» крупно отметились дважды. В июне 2021 года эта контора оспаривала выбор подрядчика для ремонта поликлиники №28 стоимостью около 60 млн рублей. Юристы фирмы утверждали, будто в закупочной документации не было пояснительной записки — хотя в Волгоградском УФАС нужный документ нашли сразу же. Второй скандал с участием «Джули» разгорелся в сентябре: на сей раз екатеринбургская фирма едва не сорвала благоустройство площади Чекистов стоимостью 18 млн рублей. Антимонопольщики вновь проявили оперативность и отклонили жалобу как необоснованную. Волгоградские чиновники сделали вид, что проблемы не было вовсе.
— Подобные инциденты при проведении конкурсных процедур по отбору исполнителей на благоустройство общественных территорий носят единичный характер, все поступившие жалобы рассматриваются в соответствии с действующим порядком, — заверили в администрации Волгограда.
Пока что «профессиональные жалобщики» в Волгограде получают достойный отпор — но они никуда не делись, и нет гарантии, что фирмы-однодневки без опыта участия в закупках не попытаются вновь сорвать очередной важный госконтракт.
На линии обороны от «профессиональных жалобщиков» дежурит Волгоградское УФАС. Руководитель областного антимонопольного управления Роман Лучников признаёт, что эта проблема существует давно и требует эффективного решения. Нагрузка на ФАС, которую создают такие организации, мешает ведомству разбираться с реальными нарушениями в сфере госзаказа.
— «Профессиональные жалобщики» — это в большинстве случаев юридические лица с незначительным уставным капиталом и не осуществляющие хозяйственную деятельность. Они не принимают реальное участие в закупках, их отношение к закупочной деятельности сводится к направлению жалоб в контрольные органы в сфере закупок. «Профессиональные жалобщики» обжалуют закупки по всей территории Российской Федерации, в том числе и на территории Волгоградской области. Для обжалования выбираются закупки с начальной (максимальной) ценой контракта более 5-10 млн рублей. Закупки с более «дешёвой» ценой «профессиональных жалобщиков» не интересуют, — пояснил Роман Лучников. — Содержание таких жалоб представляет собой многократно используемый «профессиональными жалобщиками» шаблон неких типовых возможных нарушений. В рассмотрении своих же жалоб «профессиональные жалобщики» участия не принимают.
В УФАС отмечают, что закупки, на которые поступают жалобы, нередко проводятся в рамках реализации национальных проектов. Что стоит за попыткой сорвать такие торги — неудовлетворённые амбиции несостоявшихся подрядчиков или же некие политические ухищрения — можно лишь предполагать. Большинство «профессиональных жалобщиков» — небольшие юридические конторы. Очевидно, лавина заявлений в ФАС приносит им прибыль, а значит, у них есть постоянные заказчики, которым выгодно спонсировать деятельность по срыву госзакупок.
Об активности «профессиональных жалобщиков» лучше всего говорит статистика, которую нам предоставило Волгоградское УФАС. За девять месяцев 2021 года управление рассмотрело 65 жалоб от организаций, имеющих признаки «профессиональных жалобщиков» (16,4% от общего количества заявлений). Из них только десять (15,3%) были признаны хотя бы частично обоснованными. Данные за аналогичный период прошлого года ещё красноречивее: из 113 «профессиональных» жалоб всего 16 содержали ссылки на реальные нарушения. По сравнению с прошлым годом количество таких заявлений в Волгоградском УФАС сократилось на 43%, однако было бы неверно говорить, что проблема изжила себя.
Представитель регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян, эксперт проекта «За честные закупки», уверен: за «профессиональными жалобщиками» в большинстве случаев стоят участники рынка, которых не допустили к торгам или которые не смогли победить на аукционе. Чтобы хотя бы со второй попытки получить выгодный подряд, такие фирмы могут пользоваться помощью иногородних юридических контор — а те, в свою очередь, за плату готовы жаловаться на любые закупки. Но отследить коммерческие отношения между реальными заказчиками и «профессиональными жалобщиками» нелегко.
— Бороться с «профессиональными жалобщиками» очень сложно. Из-за них ужесточается законодательство об общественном контроле, и в результате общественности становится всё сложнее контролировать закупки. «Профессиональные жалобщики» просто обрушивают рынок, а стоять за ними может кто угодно — например, компании из Волгограда, которые обижены, что их не допустили к торгам. Таким компаниям удобно, чтобы на закупки жаловались из других регионов и тяжелее было найти концы, — объясняет Эдгар Петросян. — «Жалобщики» обычно на виду: это юридические фирмы, которые хорошо известны определённому кругу заинтересованных лиц. Поэтому жаловаться на закупку через такую организацию, из другого региона, в определённой степени удобнее.
Ситуацию дополнительно усложняет то, что в Волгограде мало независимых специалистов по законодательству в сфере госзаказа: помимо ОНФ и УФАС, общественным или юридическим контролем закупок почти никто не занимается. Три квалифицированных волгоградских юриста, с которыми связался корреспондент «НовостиВолгограда.ру», затруднились назвать хотя бы одного эксперта по правоприменению в данной сфере, способного дать рекомендации по эффективному противодействию «жалобщикам».
— Можно предположить, что подача жалоб «профессиональными жалобщиками» является неким механизмом воздействия на заказчиков и участников закупок для совершения в дальнейшем противоправных коррупционных действий. В случае обнаружения фактов таких противоправных действий необходимо обращаться в правоохранительные органы, — говорит руководитель Волгоградского УФАС Роман Лучников. — Вместе с тем можно отметить, что уже сама по себе подача жалоб «профессиональными жалобщиками» негативно сказывается на закупках. Жалобы, поданные «профессиональными жалобщиками», оказывают дополнительную нагрузку на заказчиков, уполномоченные и контрольные органы, приводят к отвлечению ресурсов и специалистов на их рассмотрение.
На проблему с подозрительными компаниями, постоянно требующими жалобную книгу, уже обратили внимание на федеральном уровне. Законотворцы пытаются принять меры, чтобы избавить антимонопольную службу от постоянной бомбардировки необоснованными заявлениями. Самое очевидное решение — просто запретить оспаривать результаты торгов всем, кто в них не участвовал. Но такой шаг фактически положит конец общественному контролю за сферой госзаказа.
— Сейчас всё идёт к тому, что право обжаловать торги будут иметь только их участники. Из-за жалобщиков общественникам станет невозможно жаловаться на закупки, и это, конечно, определённый минус. Общественность не сможет подать сигнал, даже когда будет видеть явные нарушения. Но по-другому бороться с «профессиональными жалобщиками», из-за которых затягиваются и нарушаются сроки исполнения работ по госконтрактам, практически невозможно, — констатирует активист ОНФ Эдгар Петросян.
Впрочем, есть и более тонкие правовые механизмы, позволяющие перекрыть кислород «профессиональным жалобщикам». Один из них начнёт действовать в следующем году. С 1 января вступят в силу поправки к Федеральному закону «О контрактной системе» (№44-ФЗ), ориентированные именно на борьбу с этой порочной практикой. В новой редакции закона вводится универсальная предквалификация — набор дополнительных требований к участию в закупке. В частности, для подачи жалобы на торги потребуется наличие опыта по выполнению контракта на сумму не менее 20% от начальной цены оспариваемой закупки. Те фирмы, которые не пройдут такую предквалификацию, не смогут жаловаться на торги и срывать закупочные процедуры.
В антимонопольной службе на этот способ борьбы с «профессиональными жалобщиками» смотрят с оптимизмом. Как он будет работать на практике и не придумают ли недобросовестные участники рынка способ обойти новые ограничения — станет понятно лишь ближе к середине следующего года, когда новый законодательный механизм пройдёт «обкатку».
P.S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что ФНС приостановила операции по счетам екатеринбургского ООО «Джули», активно оспаривавшего торги в Волгограде.