Posted 29 июня 2018,, 14:25

Published 29 июня 2018,, 14:25

Modified 17 октября 2022,, 10:00

Updated 17 октября 2022,, 10:00

Урожай-2018: хватит ли аграриям техники для уборки

29 июня 2018, 14:25
Прошлогодний урожай зерновых в России назван рекордным – свыше 134 миллионов тонн. Правда, хлеборобы могли и больше собрать, если было бы у них достаточно сельхозтехники.

Даже в Минсельхозе подсчитали, что в полях по стране осталось неубранными около 10 миллионов тонн зерновых. А все из-за нехватки сельхозмашин. За последние 25 лет самоходный парк аграриев поредел в шесть раз, прицепной – еще больше, сообщает канал РБК в программе «Бизнес-вектор».

Сейчас, если ориентироваться на данные Минпромторга, российский рынок сельскохозяйственной техники понемногу стал оживляться. В 2017 году оборот в этой сфере составил 177 с лишним миллиардов рублей и, получается, вырос почти на 17%.

На отечественных поставщиков пришлось около 100 миллиардов. Большей популярностью пользовались отечественные зерноуборочные комбайны. На втором месте – тракторы. На остальную технику пришлось более 73 миллиардов рублей оборота.

За пять лет мы изменили в два раза количество техники, которую мы закупаем из-за рубежа и которую наши производители делают. В этом году мы должны достичь 66%, а в 2021 году - 80%.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Однако и сейчас производители сельхозмашин считают свой бизнес рискованным с неравными условия конкуренции. Крупные производства появились в России благодаря, соответственно, только крупным инвестициям. Как в случае с комбайновым заводом «Ростсельмаш».

В середине 90-х годов ростовскому Ростсельмашу – советскому производителю комбайнов – грозило банкротство. Это не испугало предпринимателя Константина Бабкина и его партнеров, которые приобрели контрольный пакет предприятия, а затем вложили в реанимацию производства 50 миллионов долларов.

Кроме погашения долгов, пришлось сокращать расходы. Компания отказалась от лишних активов и части персонала, почти в два раза сократила основную производственную площадку.

Теперь Ростсельмаш – крупнейший производитель агротехники в стране. Здесь выпускают уборочные комбайны различных видов: для ухоженных высокоурожайных полей, для качественной уборки в любых условиях, для небольших хозяйств и т.д. С 2009 года компания переносит в Россию производство тракторов из Канады. Но полностью локализована пока одна модель.

«В комбайнах зерноуборочных нам удалось занять 70% рынка России и у нас активно растёт экспорт. Но вот трактор классической компоновки – без ломающейся рамы, большие задние колеса, передние маленькие – это большой сегмент рынка. Нам там предстоит завоевать авторитет и увеличить его. Тот же самый John Deere занимает гораздо больший сегмент рынка, чем мы. Белорусы здесь сильны»,- рассказывает совладелец ГК «Ростсельмаш» Константин Бабкин.

Согласно сведениям Росспецмаша, сегодня в Германии на 1000 гектаров пашни приходится 64 трактора, в США — 25, в Канаде – 16. Даже у белорусов — 9. В России, по информации Росстата, – всего три. А комбайнов – всего два на 1000 гектаров посевов.

Эксперты подсчитали, что только на зерноуборочные комбайны и трактора нужно около 1,5 триллиона рублей, чтобы достаточно обновить парки. И я говорю только о двух направлениях.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В Волгоградской области объем производства импортозамещающей сельскохозяйственной техники по итогам 2017 года составил порядка 580 миллионов рублей. Местные машиностроители и сегодня продолжают осваивать выпуск новых видов техники. На территории области сельхозмашины и оборудование для аграриев производят 20 организаций, сообщили ИА «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе администрации региона.

Например, компания «НьюТон» осваивает производство прицепных сельскохозяйственных машин и оборудования. «ЕПК Волжский» и «Константа-2» выпускают подшипники различных модификаций. «Завод дождевальных машин» первым в регионе начал производство оросительных систем барабанного типа, а Волгоградский электромеханический завод наладил выпуск самоходных опрыскивателей.

Только за первый квартал 2018 года в сельхозмашиностроении произведено продукции на сумму порядка 150 млн рублей, отметили в облпромторге.

На «Заводе Самоходных Машин» – сравнительно небольшом волгоградском производстве – выпускают гусеничные тракторы для аграриев и животноводов. Здесь отмечают, что всплеск спроса на сельхозмашины произошел лишь в 2017 году, если сравнивать с предыдущими тремя годами, когда объемы производства и поставок были очень низкими.

«В 2017 году мы увеличили свое производство и реализацию продукции на 20%. Предприятие у нас некрупное. Мы выпускаем по 10 тракторов в месяц. И мы довели их производство с 6 до 10 в месяц», – рассказывает Олег Лысаков, директор по продажам ООО «Завод Самоходных Машин».

А вот в текущем году продажи резко упали, произошел какой-то провал. По мнению Лысакова, сказались финансово-экономические факторы. Один из них – повышение с 13 июня этого года утилизационного сбора на тракторы, комбайны и прочую сельхозтехнику.

«Утилизационный сбор подняли на 15%. Применительно к цене нашего трактора это составляет 40 тысяч. При этом и у государства нет желания, чтобы это легло на сельчан, и у нас нет такого желания. Но 40 тысяч проглотить наше предприятие уже не может», - подчеркивает представитель завода.

Завод работает с разными регионами России, а также с Казахстаном и Белоруссией. В своей же родной Волгоградской области заявок поступает до обидного мало – всего три трактора было куплено в прошлом году.

Чтобы активнее проводить замену старой сельхозтехники на более современную, нужно преодолевать и осторожность сельчан, которые лучше потратятся только на запчасти для имеющейся сельхозмашины, и совершенствовать региональные программы субсидирования, рассуждает специалист по тракторной технике.

«В других регионах удивительные вещи есть. Я не знал, что они в теории могут быть. Для примера: в республики Башкортостан мы попали в реестр техники, на которую сельчанам выдают субсидии. Моментально произошли заказы и поставка. В одно хозяйство отправили два трактора, в другое – два трактора, потом еще один. Пять тракторов – это наша полумесячная программа – моментально разошлись. Оказывается, размер субсидии в республике – 700 тысяч рублей при цене 2 млн на наш трактор. То есть больше трети. И она безвозвратная», - восхищается директор по продажам ООО «Завод Самоходных Машин» Олег Лысаков.

В 2017 году Минпромторг принял стратегию развития сельхозмашиностроения до 2030 года, цель которой – выпускать в стране продукции почти на 300 миллиардов рублей, а треть из этого даже отправлять на экспорт. Прописаны в документе и меры поддержки. Но ее предполагается в дальнейшем сокращать вместе за ростом доли отечественной техники на рынке.

По информации Министерства промышленности и торговли России, в настоящее время при покупке отечественного трактора фермер может рассчитывать на скидку в 15%. Разницу возместит государство.

Но уже к 2021 году размер скидки уменьшится до 5% от стоимости техники. Производители сельхозмашин с этим не согласны. Торгово-промышленная палата России их поддерживает.

Поддерживать надо, пока возможность есть. Пока мы не наберем полную уверенность, что мы заменили убывающую устаревшую технику и обеспечены на 80% своей техникой, то есть мы в этом плане импортонезависимы. Я бы посмотрел, как будет складываться ситуация по 21 году, а потом бы говорил про сокращение.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Сегодня заниматься земледелием – значит, иметь в распоряжении необходимые сельхозмашины. Это понимают и аграрии, и машиностроители. Поэтому спрос на такую технику в России в ближайшие годы, несомненно, будет расти.

Пока государство готово оказывать помощь сельчанам с помощью субсидирования обновления парка. А ведь при правильном подходе могло бы поддержать еще и непосредственно производителей, считают в Торгово-промышленной палате РФ.

"