Posted 29 января 2021, 14:52

Published 29 января 2021, 14:52

Modified 17 октября 2022, 11:08

Updated 17 октября 2022, 11:08

«Будут провокации и уголовные дела»: к чему приведут протесты в Волгограде?

29 января 2021, 14:52
Сторонники оппозиционера Алексея Навального, который сейчас находится под арестом, анонсировали новые акции протеста по всей России – в том числе в Волгограде. Митинг, на который организаторы даже не пытались получить разрешение, назначен на 31 января.

Предыдущая акция оппозиции в Волгограде стала крайне неоднозначной: с одной стороны, она продемонстрировала рост социальной напряжённости в регионе, с другой – показала неоднородность и отсутствие единой интенции у протестующих. Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» решил выяснить, каковы перспективы волгоградского уличного протеста – политические, общественные и юридические.

Уже не сумасшедшие

Политологи давно отмечают, что Волгоградская область – один из самых пассивных с точки зрения протестной активности регионов страны. Причин тому много: и отсутствие харизматичных местных лидеров, которые могли бы повести за собой людей, и вялое поведение локальной оппозиции, и даже общее старение населения с оттоком молодёжи в другие крупные города. Поэтому несогласованный митинг с участием тысячи человек для Волгограда – знаменательное явление. Можно ожидать, что на волне растущего социального недовольства и усталости населения от «коронавирусных» ограничений на повторную акцию протеста 31 января придёт даже больше людей.

Мы уже видим, что у этих протестов есть потенциал. Раньше на акции сторонников Навального выходило максимум по двести человек, которых все считали городскими сумасшедшими. Тут уже вышла тысяча, а судя по некоторым видео, можно говорить и о большем количестве протестующих. Это действительно небывалое событие для Волгограда, – указывает политолог Дмитрий Фетисов, директор консалтингового агентства «NPR Group». – Но протест очень сильно расширен: люди выходят на улицы не столько за Навального, сколько для того, чтобы дать сигнал о своём недовольстве властям. А при общей пассивности жителей Волгограда заставить людей выйти на улицы может только очень сильное недовольство своим социально-экономическим положением. Можно говорить о том, что сейчас оно достигло пика, и в дальнейшем такой протест будет только расти.

По словам Дмитрия Фетисова, нарастающая неудовлетворённость волгоградцев экономическим положением региона и собственным благосостоянием – тревожный сигнал для региональных властей. Другие эксперты ранее также отмечали, что в Волгограде население более склонно протестовать по неполитическим вопросам – горожан волнуют социальные темы, от безработицы и низких зарплат до набивших оскомину споров о местном времени. Например, на последней акции за очередной перевод часов митингующие негативно отреагировали на попытки некоторых ораторов перевести этот вопрос в политическую плоскость.

Митинг 23 января привлёк большое количество волгоградцев, равнодушных к идеям Навального, но уставших от «коронакризисной» неопределённости и экономических проблем. Идейные оппозиционеры составляли малую часть участников акции и слабо себе представляли, как ею управлять. В итоге вместо организаторов, сидевших под арестом, «рулить» толпой пытались колоритные и сомнительные персонажи, в том числе с криминальным прошлым. Это показало аморфность волгоградского протеста и отсутствие у него лидеров – так что акция 31 января может стать ещё более невнятной с точки зрения лозунгов и намерений митингующих.

Что же до несовершеннолетних и студентов, то их интерес к незаконным акциям стал поводом для беспокойства со стороны властей ещё до того, как начались сами митинги: в родительских чатах поднялась истерика, некоторым учащимся вузов угрожали отчислением. В Волгограде митинг действительно привлёк подростков, которые присоединились к нему в основном из любопытства. Политологи отмечают, что многие школьники и студенты как в регионах, так и в Москве использовали протест не для того, чтобы выразить какую-то политическую идею, а чтобы привлечь к себе внимание в соцсетях и «отснять крутой контент для блога».

Те, кто вышел на эти несанкционированные акции, – это некая «сборная солянка», люди с совершенно разными требованиями и причинами для недовольства. Значительная часть молодёжи была спровоцирована через социальные сети, такие как TikTok – эти молодые люди вышли на митинги, как у них это называется, for fun [англ. «по приколу», «ради развлечения», – прим. ред.]. Ожидалось огромное количество подростков, но их оказалось гораздо меньше, – отмечает политолог Марат Баширов, вице-президент партнёрства «Национальной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти». – Было немало тех, кто действительно вышел на митинги из протестных соображений, и это свидетельствует о недоработках со стороны региональных органов власти с точки зрения диалога с этими людьми.

Есть основания полагать, что акция 31 января в Волгограде может стать столь же многочисленной, как и предыдущая. При этом состав её участников останется неоднородным, требования – расплывчатыми, а результаты – нулевыми. И всё же для волгоградских властей это повод задуматься, не пора ли стать ближе к народу.

Краснеют ли митингующие?

Громким эпизодом акции 23 января в Волгограде стало задержание депутата городской Думы от КПРФ Ильи Кравченко, который присутствовал на митинге «в рамках исполнения депутатских полномочий». Коммуниста доставили в отдел полиции сразу после того, как он дал комментарий нашему корреспонденту, похвалив корректные действия силовиков. Впоследствии суд назначил депутату штраф в 10 тысяч рублей.

В поддержку Ильи Кравченко выступили как простые пользователи соцсетей, так и местные общественники. Сам депутат не стал оспаривать штраф, хотя и отметил, что стремился понаблюдать за протестом со стороны. «Депутат должен быть со своим народом. Я присутствовал на акции, чтобы независимо оценить действия полиции и протестующих, чтобы узнать, чего хотят протестующие», – сказал Кравченко. Тем не менее обком КПРФ вынес на рассмотрение вопрос о возможных мерах воздействия в его отношении. Пока что ни о каком конкретном решении не сообщалось – возможно, волгоградские коммунисты ждут указаний от «старших товарищей».

По депутату от КПРФ вопрос, по всей вероятности, будет решаться через Москву. Системная оппозиция не поддерживает эти акции протеста, поэтому самое ожидаемое наказание, которое здесь может быть, это исключение из КПРФ.Дмитрий Фетисов, политолог, директор консалтингового агентства «NPR Group»

Случаи, когда к несанкционированным акциям присоединялись сторонники КПРФ, были отмечены не только в Волгограде, но и в других регионах. Хотя руководство Компартии осуждает митинги и даже сравнивает их участников с бойцами «Гитлерюгенда», на практике многие коммунисты использовали нелегальные акции, чтобы выплеснуть своё недовольство действующей властью. К тому же политическая программа Навального – эклектичная и во многом популистская: в ней сочетаются идеи, характерные как для правых, так и для левых. Так что понятно, почему среди участников акции в Волгограде были замечены анархисты и те коммунисты, которые считают партийную линию КПРФ недостаточно радикальной.

Представители КПРФ, которые присоединились к протестам в разных регионах, используют это для собственной раскрутки. Всё-таки в этом году будут выборы в Госдуму, а поскольку протесты находятся в фокусе средств массовой информации, они получают свою аудиторию, – указывает Марат Баширов.

Маловероятно, что Илья Кравченко всерьёз рассчитывает на протестной волне попасть в Госдуму или хотя бы поучаствовать в выборах такого масштаба. Да и в целом обком КПРФ в Волгоградской области – настолько смирный и «ручной» по отношению к региональной администрации, что вряд ли кто-то из маститых местных коммунистов рискнёт дальнейшей карьерой ради сиюминутной популярности. Зато более молодые и гибко мыслящие сторонники левых идей вполне могут присоединиться к новым митингам. Правда, в обкоме ВЛКСМ уверяют, что все волгоградские комсомольцы – люди сознательные и на «неправильные» акции не пойдут.

У нас есть чёткая партийная линия: мы в этих протестах не участвуем, потому что нам с Навальным не по пути. Поэтому мы всех комсомольцев и коммунистов призвали не участвовать в этих акциях, – заявила Зарина Асланова, первый секретарь обкома ЛКСМ. – К тем, кто примет участие, могут быть применены санкции.

Но, видимо, у волгоградских коммунистов каждый комсомолец на счету, потому что речь об исключении из ВЛКСМ за участие в «идеологически чуждых» митингах будет идти лишь в крайних случаях. Для начала к нарушителям партийной политики применят менее строгие взыскания, каждый такой вопрос будут рассматривать индивидуально.

«Мы увидим уголовные дела»

Организаторы протестных акций в Волгограде, как и в других регионах России, даже не пытались их согласовывать и сознательно шли на несоблюдение закона. По мнению политологов, таким образом они поставили под удар собственных единомышленников, которые будут вынуждены нести ответственность за участие в несанкционированных митингах. Более того, в случае провокаций и физического противостояния протестующих с силовиками вместо административных протоколов вполне могут появиться уголовные дела. Задержания и штрафы будут однозначно, вне зависимости от степени накала страстей.

Конечно, будут составлены административные протоколы. Мы увидим и уголовные дела, поскольку акция является незаконной, и у правоохранительных органов есть все основания применять подобные меры к её участникам, – уверен Дмитрий Фетисов.

Хотя на митинге 23 января в Волгограде полицейские действовали сдержанно, на повторные протесты органы правопорядка обычно реагируют жёстче и готовятся к ним серьёзнее. Кроме того, правоохранительные органы заранее предупреждены о возможном появлении неадекватных людей, которые могут проявлять агрессию и «заводить» толпу.

Полицейские на акциях 23 января вели себя предельно толерантно и явно были проинструктированы терпеть до последнего. Поэтому не было специальных средств защиты, водомётов, собак, слезоточивого газа, да и задержания были в большей степени превентивными. Думаю, акции 31 января будут пресекаться правоохранительными органами более строго, – подчёркивает Марат Баширов. – У нас в стране давно не было крупных протестных мероприятий, если не считать митингов в Хабаровске, и появилось достаточно много людей, которые не понимают разницы между законными и незаконными акциями. После 23 января власти провели информационную кампанию, показывая в том числе тех протестующих, которые допускали нападения на силовиков и были задержаны. Думаю, теперь многие из тех, кто полагает, что участие в несанкционированных акциях пройдёт для них без последствий, пересмотрят свою позицию и осознают, что это не так.

Прокуратура Волгоградской области уже опубликовала официальное предупреждение о том, что запланированные на 31 января акции незаконны, и перечислила возможные меры ответственности за участие в них. Это даёт правоохранительным органам и судам возможность более строго действовать в отношении митингующих. Теперь в случае задержания волгоградцы не смогут заявить, что не знали о незаконности протестов. Если участник митинга уже получал предостережение о недопустимости незаконных действий, при повторном задержании ему будет грозить более серьёзная ответственность. Сейчас в Волгоградской области выписано восемь таких предостережений, их получили организаторы акций и наиболее активные агитаторы.

Предостережения адресуются конкретным людям, они не направлены в никуда. Поэтому если человек предупреждён о незаконности своих намерений, но осознанно идёт на административное правонарушение, его действия будут расцениваться как умышленные, – пояснил источник в прокуратуре Волгоградской области.

Наиболее вероятные претенденты на крупные штрафы или длительные административные аресты после акции 31 января – разумеется, активисты местного штаба Навального. В первую очередь речь идёт о координаторе штаба Евгении Кочегине, который провёл последнюю неделю под арестом за нарушение правил организации массового мероприятия. Вместе с Кочегиным была задержана активистка Мария Худоярова. Обоих в случае повторного нарушения КоАП могут ждать штрафы от 150 до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 48 часов или административный арест сроком до месяца.

Остановит ли волгоградских оппозиционеров угроза новых задержаний, удастся ли им вывести на улицы ещё больше недовольных и сбудутся ли мрачные прогнозы политологов об уголовных делах и провокациях, станет известно в воскресенье.

Когда этот материал верстался, поступила информация о том, что организатор акции Евгений Кочегин был вновь задержан сразу после выхода из СИЗО.

Подпишитесь