Posted 26 марта 2020, 14:09

Published 26 марта 2020, 14:09

Modified 17 октября 2022, 09:22

Updated 17 октября 2022, 09:22

Крупным госкомпаниям в России проще выжить в условиях кризиса и коронавируса

26 марта 2020, 14:09
Даже в сложившихся непростых условиях на крупную материальную помощь могут рассчитывать только крупные госкомпании.

Подход правительства к выделению средства из госбюджета не сильно отличается от «мирного времени», когда нет экономического кризиса и ущерба от эпидемии, пишут «Новые Известия».

Издание проверило по реестру субсидий за 2018 и 2019 финансовые годы 20 госкомпаний с наибольшей капитализацией. Оказалось, что девяти из них за 2 года государство выделило субсидии на 63,16 млрд рублей.

Конечно, поддержка нужна, когда стоит вопрос банкротства и потери множества рабочих мест. Но такой угрозы у госкомпаний нет.

Что интересно, государство имеет доли во всех компаниях, имеющих важное значение для России. В то же время почему-то не может влиять на принятие решений, создать условия конкурентного развития или отдать часть прибыли ради развития всей экономики страны.

«Именно так должно быть в нормальной системе государственного управления промышленностью. Основу системы должны составлять административные или организационно-управленческие меры, а финансово-кредитные играть вспомогательную роль. Они содействуют извлечению краткосрочной финансовой выгоды», – считает Сергей Толкачев, первый заместитель руководителя Департамента экономической теории Финансового университета.

Почему же так не происходит на деле, а государство регулярно субсидирует госкомпании, есть краткий ответ у независимого аналитика Дмитрия Милина.

«Потому, что низкая квалификация и высокая жадность до взяток и «откатов» чиновников делают развитие нашей экономики невозможным», – пояснил он.

Эксперты отмечают, что при распределении субсидий государство первыми в список ставят полностью государственные компании или даже с госучастием.

«Государству удобнее управлять госпредприятиями и госбанками, поэтому им, независимо от их экономической эффективности, перепадают основные куски государственного пирога. Причем решения об инвестициях принимают конкретные чиновники со своими интересами, часто весьма отличающимися от государственных. Госпредпринимательство – паразитирование на госпредприятиях – самый выгодный бизнес в России. Кроме того, в условиях коррумпированной экономики госсредства, инвестированные в частный бизнес, с большей вероятностью будут разворованы, чем в случае инвестиций в госпредприятия и госбанки», – предполагает Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ.

Казалось бы, вопросы госкомпаний должны решаться в административном порядке. Но зачастую они имеют сторонних инвесторов, в том числе иностранных, которым диктовать условия – это снизить привлекательность компаний.

«Нужны ли "государственной" Газпромнефти субсидии при росте ее чистой прибыли - очевидно нет, если бы данная публичная корпорация действительно была бы государственной. Посредством субсидирования де-факто, компенсируются выпадающие доходы частных инвесторов участвующих в данном бизнесе практически на половину и государство компенсирует расходы частной компании на выполнение госзадачи», – говорит Сергей Толкачев, первый заместитель руководителя Департамента экономической теории Финансового университета.

В итоге происходит этакий круговорот государственных денег, которые еще и оседают в карманах руководства. И от него не отказываются из-за частных инвесторов.

Как выход из ситуации – приватизация большинства госкомпаний только через открытые торги. Но чиновники вряд ли расстанутся с госсобственностью, обеспечивающей им денежный поток.

Однако, согласно утвержденному правительством РФ прогнозному плану приватизации на 2020 – 2022 годы, прорыва ждать не стоит, делают вывод «Новые Известия».

Подпишитесь