Posted 25 апреля 2019,, 11:19

Published 25 апреля 2019,, 11:19

Modified 17 октября 2022,, 10:29

Updated 17 октября 2022,, 10:29

Эксперты: наказания за оскорбление власти – борьба с ветряными мельницами

25 апреля 2019, 11:19
После рассмотрения в российском суде первого дела по закону о неуважении к госвласти российские эксперты оценили перспективу подобных дел.

Как сообщали «НовостиВолгограда.ру», 22 апреля в Новгородской области Чудовский районный суд наказал штрафом в размере 30 тысяч рублей 34-летнего местного жителя за то, что тот разместил на странице в соцсети «оскорбительную запись в адрес президента».

Решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано, что и собирается сделать мужчина. Только он намерен обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

По поводу нового закона специалист по управлению репутацией в Интернете Самсон Шоладеми говорит, что, скорее всего, он будет применяться избирательно. Ведь тысячи пользователей в интернете сегодня используют нецензурную брань, в том числе и в адрес представителей власти, приводит его мнение издание «Новые Известия».

В то же время эксперт сомневается в необходимости применения закона о наказании за неуважительные высказывания о госвласти. Ведь это может вызвать большую популяризацию самого факта оскорбления.

«Еще нет наработанной практики, а на местах уже видна некоторая неуклюжесть. Конкретный пример, тоже совсем недавняя история - в Ярославле на стене здания появилась фраза, которую тоже сочли оскорбительной для президента. Несколько местных СМИ написали об этом и к ним вроде как обратились с требованием снять соответствующие заметки. Большинство их удалили, но два издания - нет и тогда их начали блокировать. Но формально - не за тексты про оскорбление на стене, а по другим поводам. Но информация о блокировках выплеснулась уже в федеральные СМИ и в итоге получился классический «Эффект Стрейзанд» – социальный феномен, когда попытка изъять определенную информацию из публичного доступа путем цензуры приводит лишь к ее более широкому распространению, обычно посредством Интернета», – отмечает Самсон Шоладеми.

Он воспоминает, что в том случае написанное на забое стали передавать издания «эзоповым языком» и содержание нетрудно было понять. В результате вместо тысячи человек об этом узнали миллионы, да еще потом долго обсуждали.

«Поэтому, я и считаю, что борьба с высказываниями в Интернете да и не только в Интернете - это борьба с ветряными мельницами. Можно вспомнить один из последних советских законов, призванный защитить тогдашнего главу страны Михаила Горбачева от чрезмерной критики - закон о недопустимости оскорблений в адрес президента СССР. И по нему были даже не штрафы, а реальные уголовные сроки, несколько человек оказались за решеткой, включая известную диссидентку Валерию Новодворскую. А что в итоге? Сильно помог этот закон президенту СССР и самому СССР?», - задается вопросом эксперт.

Координатор правовой помощи проекта ОВД-инфо Алла Фролова предполагает, что новую статью начнут использовать вместо «экстремизма» не только за высказывания, но и за репосты и картинки.

По ее мнению, правоприменительная практика по новому закону может оказаться «резиновой», то под статью грозит попасть любому гражданину.

«И эту статью в принципе тоже можно применять массово - сейчас они пока подумают, как ее можно использовать, покрутят-повертят. Любое «неправильное» высказывание можно будет расценить и как оскорбление и как неуважение», - говорит Алла Фролова.

Консультант движения «За права человека» Евгений Ихлов утверждает, что новые карательные меры изначально незаконны. Он напоминает о существовании Декларации Совета Европы о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой 12 февраля 2004 года на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы на уровне постоянных представителей.

В том документе говорится, что государство, правительство и любые другие институты исполнительной, законодательной и судебной власти могут подвергаться критике в СМИ. Причем эти институты «не должны быть защищены посредством уголовного законодательства от клеветнических и оскорбительных утверждений». Но даже если такая защита есть, то она применяется в ограниченной степени и не ущемляет свободу критики.

Эксперт считает, что в этом случае законодательство противоречит международным обязательствам РФ. И потому есть повод обращаться в Конституционный суд.

«И, конечно, если сейчас не начать требовать объявления всего этого антиконституционным, не обращаться в ЕСПЧ, число дел будет расти и расти, потому что всё оставлено в руках тех же управлений МВД, методы получения «хорошей раскрываемости» у них те же. И те же «экспертные бюро» будут давать суду нужные заключения, не уступающие цинизму предыдущим, вполне анекдотическим», - заявляет эксперт.

Как сообщали «НовостиВолгограда.ру», закон о введении наказания за оскорбление государственных символов и власти Госдума приняла в окончательном чтении в начале марта текущего года.

За распространение оскорбительной информации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, россиянам грозит административный штраф в размере от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. За повторное нарушение — штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) уже подверг критике принятый закон.

В СПЧ обратили внимание, что даже «российские суды обращают внимание на то, что должностные лица могут быть подвергнуты критике в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 мая 2017 г. № 48-КГ17-4). В этой связи на должностных лиц возлагается обязанность принимать тот факт, что они будут подвергаться публичному контролю».

"