Posted 22 сентября 2019, 03:00
Published 22 сентября 2019, 03:00
Modified 17 октября 2022, 06:14
Updated 17 октября 2022, 06:14
Любая остановка — связующее звено между пешеходной зоной и проезжей частью и важнейший элемент городского пространства. С одной стороны к остановочному павильону должны быть обеспечены удобные ровные подъезды для тех же мам с колясками, с другой — сами конструкции должны быть комфортными для ожидания транспорта. А в идеале — еще и функциональные. Для зарядки телефона, с Wi-fi и информационным табло, как это по уму и для горожан сделали в Волжском.
Подход бессмысленный и беспощадный
К сожалению, ничем перечисленным волгоградские остановочные павильоны похвастать не могут, а для общей оценки той стратегии, которая применяется к обновлению, как нельзя лучше подходит перефразированное выражение русского классика — «подход бессмысленный и беспощадный» — для функциональности и эстетики.
И это при том, что последние три года Волгоград титаническими усилиями пытается отделаться от клейма «безостановочного». В первую волну обновления в 4-х районах на 5 магистралях незадолго до ЧМ-2018 на эти цели была выделена очень солидная сумма — 60 млн рублей.
В результате удалось обновить хотя бы те павильоны в центральной и западной части города, которые чаще других попадались на глаза иностранным туристам в пределах «клиентского» маршрута.
— 2017–2018 годах в городе обновлены 86 остановочных пунктов вдоль оживленных магистралей: пр. им. В. И. Ленина и Маршала Жукова, ул. Исторической, Рокоссовского и Рабоче-Крестьянской, где проходит наибольшее количество маршрутов общественного транспорта, — рассказали корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе администрации Волгограда.
Правда простые арифметические расчеты позволяют узнать, что одна такая остановка обошлась почти в 700 тыс. рублей. И, как убедились корреспонденты нашего издания и о чем сообщалось ранее, в спешке заказчики в лице мэрии забыли, что остановка не должна напоминать горожанам о сауне — в них душно, как в общественном аквариуме — все они не создавали тени. В результате люди, как на этом показательном кадре с ул. Комсомольская, вынуждены стоять не под спасительным козырьком, а ловить тень за павильоном.
Не лучше и ситуация на площадках, прилегающих к павильонам. Пешеходная зона перед установкой и спустя год после ЧМ-2018 — часто полоса препятствий в виде разницы в уровнях покрытия или настоящее эстетическое безобразие из-за торчащих проводов.
Остановки «постмундиального» периода
За 15 месяцев власти Волгограда не учли изъянов остановочного благоустройства и не предприняли никаких мер, чтобы их устранить. К изначальным недостаткам при строительстве лишь добавились приобретённые со временем — ямы, разрушения, проседания.
В недавней летней «экскурсии» по «постмундиальным» остановкам корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» нашли столько брака и недоделок, что описанию любой из обследованных остановок можно посвятить целый очерк.
Яркий пример — на остановке около педагогического университета. Тут раньше находился киоск с блинами, который ликвидировали, на «память» подрядчики оставили остатки металлической основы и невыровненную площадку.
Тротуарная плитка на многострадальной пешеходной зоне на остановке Порт-Саида так и продолжает ловить волну. Что только она не пережила за это время — один провал уборочной машины чего только стоит. Швы тротуарной плитки по-прежнему расходятся, а перепады высот хоть и сложно измерить на глаз, зато ноги их прекрасно ощущают, спотыкаясь об очередной торчащий выступ.
У торгового центра «Европа Сити Молл» рядом с остановкой образовалось настоящее бетонное озеро. На остановке «Царицынская опера» с виду всё благополучно, если бы не поваленная рекламная тумба, которая, судя по всему, лежа на боку ждёт своего транспорта уже давно. На площади Возрождения та же неаккуратно положенная плитка и перепад высот между остановочной площадкой и бордюром — можно неловко оступиться при посадке в автобус.
Следующая остановка — «Депутатская»
Если некачественные работы по установке дорогущих остановок в канун ЧМ-2018 можно объяснить спешкой и авралом, то что мешает делать работу на совесть теперь, ведь средства на это в меньшем объеме, но все же выделены.
В 2019 году денег на остановки действительно стало меньше почти в 5 раз — 13 млн против 60. Как говорится, особо не разгуляешься. Чтобы и эти средства не утекли из города в чужой карман, исполнение заказа при странном тендере лишь с одним участником доверили ООО «Волгоградский композитный завод», директором которого является действующий депутат городской Думы Руслан Морозов. Компания, ставшая единственным участником торгов, возникла на базе частной фирмы «Руслан», которая с 1991 года занималась производством изделий из стеклопластика. Основатель предприятия — отец депутата Сергей Морозов, в настоящее время владеет 90% уставного капитала, остальные 10% принадлежат его сыну, депутату гордумы Руслану Морозову.
Относительно самих остановочных павильонов в пресс-релизах мэрия тут же сочинила легенду с ласкающим глаз и слух названием материала — наноструктурированный.
Новые павильоны, по утверждению пресс-службы администрации Волгограда, сделаны из «наноструктурированного стеклопластика» (чем он отличается от обычного, не уточняется).
Чиновники также заверили, что при проектировке наконец-то учтены пожелания и критические замечания горожан: павильоны — закругленной формы, имеют затемнение покрытия для защиты от солнца и антивандальную защиту.
География «наноструктурированных» остановок выглядит следующим образом. В Красноармейском районе в планах была установка 23-х «депутатских» остановок, в Тракторозаводском — 19, в Дзержинском — 12, во всех остальных районах областного центра — в общей сложности 18 штук.
Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» проехали по Первой Продольной с севера на юг и зафиксировали фокус объектива редакционного фотоаппарата на нескольких остановках.
Наглядным примером подхода тяп-ляп является остановка на пл. Дзержинского в Тракторозаводском самом северном районе Волгограда — очередная ласточка в программе по установке «депутатских» остановок в 2019 году.
На фотографиях сразу бросается в глаза, что бетонную стяжку делал какой-то уж очень «рукодельный» мастер. Покрытие лежит наплывами, уровни не совпадают, из-за чего в образовавшихся бетонных стоках прямо под скамейкой скапливается вода. Особенно проблема отчетливо видна на стыках покрытий — бетона со старой тротуарной плиткой с одной стороны и асфальтом с другой.
К слову, эта проблема характерна для большинства вновь установленных волгоградских остановок — полное пренебрежение площадкой вокруг павильона. Даже в самом центре города на пл. Ленина внимательный взгляд разберет стыки сразу 5 или 6 видов поверхностей.
Вернемся на несколько остановок в северном направлении в Тракторозаводский район к еще одному «депутатскому» остановочному павильону. Здесь люди, ожидающие транспорт на остановке «Хлебозавод» под гордым взором с барельефа Ленина в профиль, вынуждены ежедневно наблюдать настоящее безобразие в виде приямка, небрежно засыпанного щебнем, кривых стяжек и явно травмоопасного бордюра между лавочкой и проезжей частью, который через несколько месяцев под слоем снега может стать причиной падения и увечий.
Не лучше ситуация и с самой недавно установленной конструкцией. Пластик выступает, торцы стекол не обрезаны, заглушки потерялись где-то по дороге, а болты враждебно торчат. Да и сам корпус остановки, вероятно, оказался настолько строптивым, что не захотел встать на место с первого раза, поэтому с одной из сторон как производственные раны зияют свежие царапины. Конечно, часть из этих огрехов можно списать на монтажный брак, но все же и без заводского здесь явно не обошлось.
Прямо напротив по направлению в центр остановочный павильон только поставили и еще не забетонировали площадку. По уровню «отделки» площадки остановки-близнеца можно догадаться, что будет тот же самый «тяп—ляп», если не хуже.
Парадоксально, что сколько не критикуют горожане новые остановки, никто еще не говорил об их устойчивости на предмет ударного воздействия автотранспорта. А ведь вопрос безопасности первоочередной.
— Я бы выделил три параметра: безопасность, просторность и внешний вид. Что касается первого, то остановки первой волны перед ЧМ-2018 производили куда более надежное впечатление. Не стоит забывать, что остановочные павильоны — часть придорожной инфраструктуры и потенциально должны выдерживать наезд автотранспорта при ДТП, о новых остановках такого не скажешь. С точки зрения просторности тоже не все гладко. Я вот парень габаритный и мне откровенно тесновато. О внешнем виде — выглядят откровенно дешево, хотя вроде защищают от солнца и дождя. В общем и целом скажу, что сам факт установки положительная тенденция, но к этому нужно подходить более грамотно. Алексей Ульянов, волгоградский общественник.
Город-спутник, город-пример
Может быть журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» излишни строги и просто придираются к удовлетворительно сделанной работе, и так везде? Но достаточно отъехать от Волгограда в северном направлении на каких-то 20 километров и можно наблюдать простые, но аккуратные, явно находящиеся на своем месте и вписавшиеся в пространство двух, трех и четырех секционные остановочные павильоны в Волжском.
Впечатление не портит ни недорогой стеклопластик перегородок, ни незамысловатая форма. А мелкие детали типа того же пространства вокруг радуют глаз. Никакого перепада уровней и стыков горизонтальных пространств — остановка ставилась на хорошо подготовленной выровненной площадке. В общем и целом можно сказать, что сработано для людей.
Следующая остановка — конечная
Отметим, что по сообщению мэрии в данный момент большая часть работ по исполнению контракта на 2019 год завершена.
— В настоящее время муниципальные службы завершают монтаж павильонов в Краснооктябрьском и Тракторозаводском районах, в остальных районах конструкции уже установлены (работы выполнены на 90%). Установка остановочных павильонов проводится в соответствии с утвержденным для каждого района графиком. В ходе работ по монтажу конструкции и благоустройству прилегающей территории используется бетонная смесь, технология предусматривает обязательность перерывов для ее усадки, — сообщили корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе мэрии.
Для вытянутого вдоль Волги Волгограда, имеющего теперь сразу три Продольных магистрали, 86 «домундиальных» остановок в 2017–2018 годах и 69 «депутатских» в 2019-м явно недостаточно. Но дело даже не в цифрах, а в отсутствии единой концепции, низком качестве работ, похоже, при полном отсутствии контроля со стороны заказчика — мэрии Волгограда. То ли городские власти настолько доверились коллеге — депутату и, судя по фоторепортажам нашего издания, явно прогадали. То ли мысль о приличном виде остановок и уж тем более об их комфортном использовании им даже в голову не приходит. Потому что при наличии комфортабельного личного автотранспорта или служебных машин проезжаешь мимо выше обозначенных остановок на слишком высокой скорости, чтобы заметить там изъяны.